«Мегафон», второй по абонентской базе сотовый оператор России, запустил в широкую эксплуатацию сервис «МультиФон», позволяющий совершать голосовые звонки при помощи компьютера (в ограниченном режиме услуга тестировалась с осени прошлого года). Чтобы воспользоваться этой возможностью, надо скачать и установить на свой компьютер специальное приложение, позволяющее принимать и совершать голосовые вызовы на любые мобильные и городские телефоны по всему миру, в том числе и с использованием видео, а также обмениваться сообщениями в чате, отправлять SMS и MMS. Бесплатный вариант услуги, «МультиФон Лайт», доступен только для звонков с компьютера на компьютер, – за связь с городскими и мобильными телефонами придется платить.
На первый взгляд, очень похоже на популярнейший сервис Skype, который также предоставляет возможность бесплатной связи через интернет между компьютерами, а деньги взимает за приземление трафика в телефонной сети общего пользования и за дополнительные услуги. В чем их различие, и зачем сотовому оператору потребовалось копировать сервис, действующий с 2003 г.?
Во-первых, в то время, как Skype использует собственные проприетарные протоколы, «МультиФон» построен на основе открытого и хорошо документированного протокола SIP. Пользуясь этим, народные умельцы уже навострились подключать к услуге обычные SIP-устройства, что открывает довольно забавные перспективы запускать «Мультифон» на «Макинтошах» и юникс-машинах («родной» клиент пока что существует только под Windows XP и Windows Vista), а также на разнообразных смартфонах. Иначе говоря, два подключенных к интернету смартфона, на которых запущена услуга, позволят, при известной сноровке их владельцев, общаться не по высоким голосовым тарифам, а по цене интернет-трафика, – если только скорость беспроводного доступа окажется достаточной. Вероятнее всего, в самой компании на такой эффект не рассчитывали, – но эти издержки были изначально заложены при выборе открытого протокола.
Во-вторых, использование бесплатного режима «МультиФон Лайт» возможно только в течение трех месяцев, по истечении которых оператор заблокирует доступ к услуге, как бы намекая активировать полноценный режим «МультиФон». Этим сервис разительно отличается от «Скайпа», в котором бесплатные звонки с компьютера на компьютер можно совершать сколь угодно долго. Прием входящих звонков на компьютер также возможен только для клиентов, активировавших режим «МультиФон». Впрочем, с активацией тоже могут возникнуть проблемы: пользователи других операторов связи могут воспользоваться только режимом «Лайт»; для полноценного же доступа к услуге им предлагается стать абонентами «Мегафона». Возможно, маркетологи компании и надеются привлечь таким образом дополнительную абонентскую базу, однако мне представляется, что подобный подход, наоборот, не пойдет на пользу популярности сервиса.
В-третьих, – и тут можно уже говорить о некотором преимуществе «МультиФона» перед «Скайпом», – у пользователей полноценной, платной версии сервиса есть возможность вкусить плодов конвергенции мобильной и фиксированной связи. В настройках есть возможность выбора, куда принимать входящий звонок — на ПК, на мобильный телефон сети «Мегафон» или же на оба сразу (в этом случае оба устройства зазвонят одновременно). Сложно сказать, много ли людей согласится платить деньги за такую возможность, – но кому-то она, вероятно, покажется привлекательной. Ведь в принципе, при переадресации звонка с мобильного телефона на любое SIP-устройство, это самое устройство может находиться в любой точке мира, если там имеется скоростной доступ в интернет. Вы можете, например, уехать в отпуск в другую страну и там отвечать на звонок, адресованный на ваш московский мобильник, не тратясь при этом на роуминг. Пригодится такая возможность и мелкому бизнесу.
Что касается расценок, то они сравнительно невысоки, от 0,80 руб/мин до 2,40 руб/мин, в зависимости от направления, но по сравнению со «Скайпом» «МультиФон» вряд ли особо конкурентоспособен из-за отсутствия фиксированных безлимитных тарифных планов. С другой стороны, «Скайп» проигрывает в удобстве оплаты: оплата его услуг до сих пор требует некоторых кунштюков, в то время как деньги за «МультиФон» списываются с лицевого счета сотового оператора, который можно пополнить через платежный терминал практически на любом перекрестке.
В общем и целом, новый сервис не является конкурентом «Скайпу» и не угрожает отбить у него пользователей. Весомой приманкой для перетаскивания клиентуры от других сотовых операторов он тоже вряд ли станет. Зато услугой с удовольствием воспользуются многие нынешние абоненты «Мегафона».
Зачем вообще сотовому оператору потребовалось внедрять свой собственный сервис, позволяющий абонентам снижать затраты на связь и, следовательно, приводящий к падению ARPU? По-видимому, дело в давней борьбе телефонных операторов против VoIP. С ростом популярности «Скайпа» и других аналогичных проектов все большая и большая доля междугороднего и международного трафика утекает из их сетей в интернет, что приводит к снижению доходов. Ни технические препоны, ни попытки пролоббировать законодательные запреты не оказались эффективными. Видимо, в «Мегафоне» решили, что если противника не получается победить, то следует возглавить его колонны. Благодаря новому сервису, по меньшей мере, какая-то часть абонентов «Мегафона» отдаст свои деньги за разговоры через интернет не «Скайпу», а своему же сотовому оператору, – а именно это, видимо, и требуется.