Попыткам вывести техосмотр из-под ГАИ уже десяток лет, публично об этом говорят последние лет семь. Похоже, наконец, наступает финальная стадия: на днях законопроект был одобрен на совещании у первого зампреда правительства Игоря Шуваловас членами правительственной комиссии по безопасности дорожного движения. Впрочем, должен заметить, апологеты такой реформы зачастую противоречат сами себе. В интервью Slon.ru профессор кафедры «Автомобили» МГТУ «МАМИ» и руководитель комитета НАПТО по научно-технологическому развитию и инновациям Сергей Зубриський задается риторическим вопросом, как саморегулируемые организации могут решать государственные задачи, ведь во всем мире ТО – это именно задача государства? По его словам, возникает определенный разрыв, потому что неизвестно кем подтверждается сертификат технического соответствия. Но тут же он говорит, что наша задача – сделать процедуру адекватной европейской. То есть, все-таки остается вопрос, а что мы собственно строим? Ведь в Европе ТО базируется строго на тех же самых саморегулируемых организациях. Так, в качестве примера идеального ТО приводится немецкий TUV, именно с него, к слову, планируется срисовать российский техосмотр. Но TUV – это апофеоз саморегулирования, организация объединяет независимые компании и несет ответственность перед государством. Необходимость реформы техосмотра даже не назрела, а перезрела. И неудивительно, что гаишники не торопятся отдавать столь лакомый кусочек. Более того, по «кулуарной» информации, которая есть у меня, в некоторых регионах руководители подразделений Госавтоинспекции занимаются созданием собственных центров для прохождения ТО – чтобы остаться в бизнесе, когда новый закон вступит в силу. Но самый серьезный «подводный камень» состоит в другом. Куда больше, думаю, беспокоит и автовладельцев, и автосервисное сообщество, сколько будет стоить обязательное ТО. Пока планируется, что его цену будет определять государство. По справедливости говоря, это палка о двух концах. Действительно, с одной стороны, цена ТО должна как-то контролироваться. Оставлять этот вопрос на самотек нельзя. Но, с другой стороны, разве чиновник знает, из чего складывается цена техосмотра? Что входит в диагностику? И как рассчитывается ее стоимость? По личному опыту прохождения ТО, сейчас эта процедура занимает около получаса. По-хорошему, если бы диагностика была бы полной, оптимальной, она занимала бы от 45 минут до часа. То есть речь идет об адекватном расчете стоимости одного нормочаса. В Москве, с учетом стоимости земли и оплаты работы квалифицированным сотрудникам, реальная стоимость составляет 1000-1500 рублей. Меньше тысячи рублей быть не может. Если мы, конечно, говорим о настоящем техосмотре, а не о той профанации, которую мы имеем сейчас. Ведь нужно закупать соответствующее диагностическое оборудование, в основном импортное. И сервис должен зарабатывать на техосмотре – не сверхприбыль, конечно, но процентов 10 хорошо бы иметь. Это все должно быть учтено в тарифе. Нельзя просто сказать, что ТО должен быть доступен всем, и делать его неоправданно дешевым. Главный вопрос – как отыскать баланс между интересами бизнеса и интересами граждан. В Москве, к примеру, стоимость регулярного техобслуживания завысить будет достаточно сложно, даже если ценообразование будет практически свободным. Ведь если здесь задирать цену, клиент просто выберет другого дилера, уйдет к конкуренту. В регионах картина может быть кардинально другой. Парки маленькие, и создавать конкуренцию может быть просто не выгодно – появятся монополисты, которые будут завышать цены… Безусловно, новый закон не очень понравится малообеспеченным слоям населения, они будут против такой цены, писать жалобы. Но будем объективны – автомобиль – источник повышенной опасности, а ТО – необходимая для его эксплуатации услуга, которая реально стоит определенных денег. Так что поиск баланса, уверен, будет достаточно непростым.