Сервисная политика автопроизводителя может серьезно влиять на конечную стоимость владения автомобилем. В последнее время эта тема стала особенно актуальной. Когда грянул кризис, доходы российских дистрибьюторов автомобилей от их продажи резко сократились: ведь пришлось распродавать склады если не с убытком, то «в ноль». Тем не менее, работающим в России менеджерам очень хотелось отчитаться перед западной штаб-квартирой о том, что падение доходности удалось предотвратить. Тогда они и взялись с особым усердием за послепродажное обслуживание. Стоимость обслуживания определяется двумя ключевыми составляющими: запчасти и сервис. На цену деталей у производителей рычагов влияния достаточно много. Ведь дилеры обязаны покупать оригинальные запчасти, и не где-нибудь, а непосредственно у самого автопроизводителя. Существуют планы по выкупу запчастей, за выполнение которых полагается солидный бонус. Стоит ли удивляться тому, что в кризис резко выросли цены на запчасти? Официально объясняли это удорожание ростом курса доллара. Но очевидно, что рост цен был связан не только с этим: удорожание в целом по рынку оказалось куда более существенным, по некоторым позициям стоимость увеличилась в два-три раза. Вклад запчастей в общую стоимость ремонта – примерно половина. Вторая составляющая – цена нормо-часа. Ее дилеры обычно определяют сами, хотя и здесь бывают исключения. Для некоторых производителей, вроде Ford, Peugeot и Renault, доступное ТО – важная составляющая имиджевой политики: они фиксируют цену ТО и активно рекламируют этот факт. Тем самым эти компании декларируют, что они управляют стоимостью владения автомобилем. Для определенной части покупателей это важно. Дешевое ТО может быть конкурентным преимуществом. Хотя, с точки зрения автобизнеса – это палка о двух концах. В «тучные годы» ТО и гарантийные работы обеспечивали дилерам около 80% загрузки сервисной станции. А если ТО дешевое, то денег на этом не заработаешь. И если, скажем, у Ford цена на ТО по всей России формально одинакова, надо понимать, что в Москве и в Брянске эта услуга стоить одних и тех же денег не может. Столичные дилеры и на аренду тратят больше, и зарплаты здесь другие, и административные расходы выше. То есть, очевидно, что для одних ТО предполагает возможность заработка, а для других – нет. Как выходить из положения? Дилеры пробуют продавать другие услуги, уже «заманив» клиента. А в каких-то случаях даже навязывают эти услуги или просто банально обманывают потребителя. Есть еще один немаловажный момент, который влияет на стоимость ТО и, кстати, мешает авторизованным дилерам конкурировать с «неофициальными», «серыми» сервисами. Некоторые автопроизводители требуют закупать определенное оборудование и специнструменты. И в тех случаях, когда компания сертифицирует какой-то элемент оборудования сервиса, будь то подъемник или окрасочная камера, сама сертификация стоит производителю этого самого оборудования определенных денег. Эти деньги тоже добавляются в итоговую цену нормочаса и в конечном счете перекладываются на плечи потребителей. То есть, по сути автовладелец оплачивает те прихоти автопроизводителя (выбор которого нередко диктуется любовью к бренду), которые толком практически не влияют на качество ремонта. Впрочем, и само ТО может служить ловким способом манипулировать потребителем. Так, несколько лет назад продавали по достаточно доступным ценам (около 400 000 руб.) «настоящий японский автомобиль» – Mitsubishi Lancer девятого поколения. Продавался он очень хорошо. Зато уже через тысячу километров нужно было проходить первое ТО. На нем-то дилеры и добирали доходности. Для недорогих машин, где маржа небольшая, сервис имеет большое значение, как и дополнительное оборудование. Известно, например, что «Рольф», будучи дистрибьютором марки Mitsubishi, в довесок к машинам заставлял выкупать дополнительное оборудование на определенную сумму. И, к примеру, мультибрендовые дилеры могли купить сигнализаций или магнитол, поставить их на другие автомобили, чтобы выполнять план «Рольфа». Но такая схема работала лишь до тех пор, пока машины разлетались как горячие пирожки.
Цена прячется в деталях
Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Проект «Republic» либо касается деятельности иностранного агента Проект «Republic»
Как автопроизводители могут манипулировать стоимостью эксплуатации автомобиля
Из-за новых требований российского законодательства нам приходится удалять некоторые комментарии — для безопасности участников дискуссии и сотрудников Republic.
Загрузка комментариев
Загрузка...