3 июля 2010 года закончился опыт, поставленный Хулио Грондоной. 17 ноября 2008 года президент федерации футбола Аргентины назначил главой национальной сборной Диего Марадону, до этого не проработавшего ни одного дня своей жизни футбольным тренером. Суть эксперимента Грондоны вряд ли удивляет новизной. Человечество довольно регулярно спрашивает себя: «Может ли отличный солдат управлять войском, хороший матрос – кораблем, а кухарка – государством? – и дальше, радикальней – Нужны ли вообще эти училища, где учат быть генералами, капитанами, начальниками?» Известно, что мир без начальников и школ остро взыскуют революционные эпохи. Именно такая революционная ситуация сложилась с аргентинской сборной в начале отборочного цикла к чемпионату мира. Народу люто не нравилось, как играет Аргентина под руководством Альфио Басиле. Народу в Аргентине, в общем, всегда не нравится, как играет сборная. Многие достойные люди уже попробовали себя на поприще тренера национальной команды. Призвание других представлялось Грондоне в равной степени рискованным. В запасе всегда оставался один абсолютно бесспорный вариант. Грондона принял именно этот вариант: он назначил тренером сборной Диего Армандо Марадону, который накануне в очередной раз попросился бесплатно работать тренером сборной. Я не думаю, что Грондона, кулуарный лис, фактически, министр национального настроения с 30-летним стажем, является анархистом. Вся его предыдущая деятельность указывала на то, что он все-таки не верит в будущее без начальников, школ и академий, где эти начальники учатся воспитывать. Полагаю, что Грондона, как многие начальники, просто презирает народ, считает его, народ, не дураком даже, а дурой набитой. Назначение Марадоны предводителем сборной одной из величайших футбольных наций – это в чистом виде посвящение в сенаторы Инцитата, коня Калигулы. Выдающийся жест презрения. Практически, художественная акция. Да-да, для того, чтобы высмеять народовластие, более того, для того, чтобы показать, что народовластие – это и есть анархия, нужно было посадить за руль анархиста и по совместительству кумира, практически, бога нации. Надо сказать, что смотреть за Аргентиной с Марадоной было очень увлекательно. Началось все с высокогорной катастрофы: 1:6 в Боливии, а закончилась отборочная кампания исторической пресс-конференцией в Уругвае. Аргентина зацепилась-таки за вожделенное четвертое место в южноамериканской зоне, и Марадона в микрофоны пообещал своим недоброжелателям, что они «сосали и будут сосать». «Я обращаюсь к ним на их языке», – не без тонкости пояснил Марадона. Не надо думать, что у Марадоны не было своих расчетов. Он надеялся всех победить природными сокровищами. Действительно, Аргентина сегодня обладает самым богатым в мире запасом нападающих. Даже поставить рядом некого. В ЮАР Аргентина играла в образцовый профанский футбол: что-то похожее на искусство цыганских оркестров. Им, как известно, никакие тренеры, как и дирижеры, не нужны. Не случайно, что профанное большинство признавало Аргентину накануне четвертьфиналов самой красивой командой чемпионата, понимая красоту как занимательность и никак иначе. В классическом, греческом понимании Аргентина была, скорее, уродлива. Схему Марадоны называли 4–3–3, что еще раз доказывает, насколько часто о тактике в футболе берутся судить слепцы. Никакого отношения к графически выверенному 4–3–3 аргентинское построение в ЮАР не имеет. На самом деле, это неслыханное и невиданное 4–1–2–3, где Ди Мариа и Макси Родригес куда ближе к троице форвардов. Чтобы совсем было понятно: возьмите лист бумаги, поставьте внизу листа в линию четыре точки, соедините их, а теперь проведите от двух крайних точек линии вверх к одной точке (Маскерано) в центре листа. Затем из этой точки нарисуйте в стороны под углом в 45 градусов две линии: вправо (Родригес) и налево (Ди Мария). А теперь соедините эти две точки с линией из трех точек (Месси, Тевес, Игуаин) вверху страницы. Что у вас получилось? Это рисунок ребенка, дикаря или позднего Пикассо. Фигура с массивным низом и огромной, расширяющейся кверху головой, крепящейся к фундаменту при помощи тонкой подставки, позвоночника. Вот это и есть творчество Марадоны в ЮАР, или кто там рисовал за него схемы. Обыграть, пробить этой мощной магической головой Грецию, Корею и Нигерию, конечно, можно было. Но я настаиваю на том, что Мексика уже должна была доставить Аргентине огромные неприятности. Просто, как и всякую слегка провинциальную команду с чемпионскими замашками, Мексику легко надломил случай с голом из вне игры. Мексика захлебнулась чувством несправедливости. В победе Германии над Аргентиной я был почти уверен (см. мой предыдущий пост). Когда же я увидел, что Марадона собирается обыгрывать немцев все той же шаманской конструкцией, то моя уверенность стала почти железной. Германия просто легко отсекла голову от постамента. Мне безумно жаль Леонеля Месси: он величайший игрок нашего времени. Я восхищаюсь также Карлосом Тевесом и многими другими игроками сборной Аргентины. Сказать больше, я всегда трепетал перед аргентинской футбольной культурой. Она мне гораздо ближе, чем, скажем, бразильская. Но я бесконечно, до дрожи рад поражению Аргентины, именно такому поражению. Победа Марадоны стала бы страшным унижением футбола. Она низвела бы его целиком на уровень низкой, площадной забавы и дискредитировала фигуру тренера. Но тренер все-таки нужен в футболе. В эту игру выигрывают еще и головой. Иногда нужно убедиться в этом. Иногда нужно избавляться от худших подозрений в отношении футбола. Спасибо Хулио Грондоне за этот чистый эксперимент.
Конь Калигулы, или Цыганский оркестр
Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Проект «Republic» либо касается деятельности иностранного агента Проект «Republic»
Матч Германия–Аргентина показал, что кухарка все-таки не может управлять государством
Из-за новых требований российского законодательства нам приходится удалять некоторые комментарии — для безопасности участников дискуссии и сотрудников Republic.
Загрузка комментариев
Загрузка...