Слухи о поглощении «Транскредитбанка» банкомВТБ, ходившие последние несколько месяцев, начинают обрастать подтверждениями. Пока анонимными: сделка находится на начальной стадии обсуждения заинтересованными сторонами. Практический смысл для обоих банков в сделке есть, тем не менее, ее реализация под большим вопросом. Основная причина – это политический фактор, который не позволяет прогнозировать развитие ситуации. Исторически так сложилось, что все финансовые структуры, завязанные на РЖД или аффилированные с ним, менее прозрачны, чем другие организации с похожим бизнесом и долей рынка. Структура акционерного капитала у десятка финансовых компаний оформлена таким образом, что контроль, а порой даже и связь с РЖД не всегда очевидны, некоторые из них дублируют друг друга. Но, тем не менее, все понимают: связь есть. «Транскредитбанк» – один из немногих финансовых активов, который РЖД контролирует напрямую. Банк «КИТ Финанс» можно отнести к РЖД лишь частично: железнодорожный монополист владеет только 45% акций, остальная доля формально принадлежит структурам НПФ «Благосостояние». Что касается «ЖАСО», то формально страховщик вообще не аффилирован с РЖД. В отличие от других финансово-промышленных групп с понятными юридическими и финансовыми взаимосвязями, четкой структуры финансовых активов у РЖД не просматривается. Жесткая холдинговая структура отсутствует, есть несколько финансовых организаций, где собственность монополии и взаимосвязи между ними оформлены различными способами. Участников «группы» объединяет непрозрачность, которую на рынке склонны объяснять финансовыми интересами высокопоставленных персон. Если оставить в стороне эти интересы, то интерес к сделке у банков может быть обоюдным. ТКБ – довольно крупный актив, удовлетворяющий аппетитам ВТБ в сфере слияний и поглощений, о которых на днях заявлял президент ВТБ Андрей Костин. И есть все основания полагать, что для госбанка это была бы достаточно удачная покупка, позволяющая расширить клиентскую базу в корпоративном секторе, а также сеть отделений. Просрочка ТКБ по кредитному портфелю – одна из самых низких в банковской сфере. И при этом ВТБ может быть уверен, что после сделки «кэптивные» клиенты, связанные с РЖД, не разбегутся кто куда, как это порой бывает при покупке банковских активов. В свою очередь, для ТКБ сделка с ВТБ – это мощные возможности развития. Сейчас это кэптивный банк с небольшим розничным портфелем, основу которого составляют сотрудники РЖД. Быть же успешным банком и оставаться при этом кэптивным сегодня невозможно. Многие некогда кэптивные банки уже перепрофилировались, а вот ТКБ сделать это до сих пор не удавалось. С приходом нового президента Юрия Новожиловау банка появилась новая стратегия, ориентированная на построение универсального банка с большой долей розницы за счет клиентов «с улицы». Но одна из главных причин, тормозящих его развитие, – нежелание РЖД инвестировать значительные средства в непрофильный для себя актив. Хотя развитие ТКБ требует достаточно серьезных финансовых и технологических вложений, это довольно привлекательный актив. У него хорошие финансовые показатели, высокая доходность бизнеса и низкий уровень просрочки. Такое приобретение положительно скажется на капитализации ВТБ. Единственным минусом для госбанка может оказаться цена покупки. При рыночных условиях сделку по приобретению контрольного пакета с учетом высокого качества портфеля и сети можно было бы оценить с мультипликатором в 1,5 собственного капитала банка, по итогам I квартала составившего почти 35 млрд руб. Однако решение о приобретении носит явно политический характер, и цена при перекладывании пакета ТКБ из одного госкармана (РЖД) в другой (ВТБ) может отличаться от рыночной. По последним данным, продавцы оценивают банк в 2–2,5 капитала, что может препятствовать заключению сделки.