«Мегафон» начинает тестирование мобильного приложения «Мультифон», позволяющего подключаться к сети через VoIP, и, соответственно, при наличии интернет-соединения не платить за роуминг и совершать исходящие вызовы по выгодным тарифам. Приложение работает на смартфонах с операционной системой Symbian S60r3. Вот мы и дождались ответа сразу на два вопроса: как «Мегафон» относится к использованию этого сервиса непосредственно с мобильного телефона, и как – к альтернативным программам-клиентам. На официальном сайте услуги появилось описание настроек, позволяющих подключить практически любое SIP-совместимое VoIP-устройство. Кстати, с июля – пока что только корпоративным клиентам – предлагается настольный VoIP-телефон, настроенный на работу с услугой. «Мультифон» – сервис действительно революционный. Несмотря на то, что большая часть «профильных журналистов» отнеслась к нему крайне скептически, выражая сомнение в его востребованности, удобстве использования и способности конкурировать со Skype, его появление – предвестник больших изменений. И самое главное, он свидетельствует о победе здравого смысла над иррациональной жадностью. Уже больше ста лет «традиционная» телефония продавала очевидную услугу: передачу голоса на расстояние. Чем больше было это расстояние, тем, понятно, дальше нужно было тянуть провода, отсюда ценообразование на так называемый сервис «дальней связи». Однако, еще задолго до начала нового тысячелетия стало понятно, что никто не готов платить за передачу данных «в зависимости от расстояния». То есть, конечно, разница есть – она определяется тем, сколько стоит канал от конечного потребителя до «большого быстрого интернета», но других факторов больше нет. И когда ценообразование сформировалось, все сразу вспомнили, что голос – это такой частный случай данных. У него есть определенные требования к качеству передачи, задержкам, полосе и так далее, но это не единственный сервис, у которого есть такие требования. И больше ничего уникального в голосе нет. Разумеется, это стало началом конца химеры «дальней связи». Собственно, давно уже никакой «дальней связи» нет, а почему нужно втридорога платить за «роуминг» – и тем более непонятно. Когда-нибудь, конечно, унифицированные коммуникации окончательно победят: у каждого будет адрес, который по совместительству и электронная почта, и система мгновенных сообщений, и телефон. Но пока этого не произошло, а скорее всего, еще и много лет после того, старые, но не очень добрые телефонисты будут продолжать торговать удачно приватизированным ресурсом: натуральными числами – телефонными номерами. Но происходить это будет совершенно иначе, чем мы привыкли, и изменения, кажется, будут в нашу пользу. Почему? Потому что каналы передачи данных становятся все «толще» и дешевле, это относится как к проводной, так и беспроводной связи. Если посмотреть тарифы «Мультифона», то можно заметить, что звонок в США или Китай обойдется дешевле, чем в сотовые сети Москвы (кроме «Мегафона»). И это совершенно нормально, так как отражает ценообразование: наши операторы берут за «приземление» (то есть прием звонка через VoIP в свою сеть) ощутимо больше. А если «приземление» не требуется, то разговоры, как и следовало ожидать, и вовсе бесплатны: мы не покупаем натуральные числа. Прямо сейчас сети 3G в Москве и Петербурге не очень-то пригодны для передачи голоса «через интернет». У «большой тройки» непригодны практически совсем (хотя «Мегафон» и рекомендовал использовать «Мультифон» вместе со своим USB-модемом в какой-то рекламной передаче), а у «Скайлинка» – «не очень». Но мы все понимаем, что это – временные проблемы. Значит, распространение VoIP на мобильных телефонах неизбежно. А если безобразие нельзя прекратить, его нужно возглавить. Когда у пользователя появится полная свобода выбора – у кого брать «мобильный интернет», а у кого «телефонию», – нужно придумывать новые рыночные стратегии и новые способы получения дохода. Но если пользователь не хочет «Мультифон», какие у него альтернативы? • Skype. Все мне говорят про Skype, но в его сегодняшнем состоянии это совсем-совсем не «телефон». Это «чат со звонками и видео». Хотя Skype и стал синонимом VoIP «для конечного пользователя», он весь построен вокруг идеи «сообщений и сервиса присутствия». «Телефон» – это когда я набрал номер и позвонил. А когда я увидел, что человек в онлайне, и запросил голосовую связь – это «чат с голосом». Среди моих знакомых нет ни одного человека, которому на Skype можно «просто позвонить» в любое время, как на телефон, хотя чисто технически это вполне возможно. Звонить через Skype на «обычные» телефоны не так и дешево, аренда обычного телефонного номера стоит 5 евро в месяц «на вход» (и еще 5 – «на выход», то есть, чтобы он определялся на телефоне у получателя вызова), а купить номер в российской нумерации и вовсе пока нельзя. При всей моей нелюбви к Skype нельзя не отметить три важных аспекта: во-первых, это очень сильный и узнаваемый бренд. Во-вторых, он очень прост в настройке. Например, я разговаривал с девушкой, которая общается по «скайпу» с мамой. Для мамы, например, Google Talk – это сложно. Почему? Потому что «скайп» – это «скачал, зарегистрировался, пользуйся». А Google Talk – это «зарегистрировался, скачал, пользуйся». Для нас разницы никакой, а для мамы она очень даже есть. Внимательность к мелочам окупается в ПО для «обычных людей». А в-третьих – это, конечно, знаменитая неприхотливость к качеству канала. • Google Voice. Это – не сейчас, то есть, по крайней мере, не у нас. Но придет день, и Google Voice появится и в России, а все смартфоны на основе платформы Android с сервисами Google поддерживают его по умолчанию. Вот это уже совсем не просто телефон, а путь к настоящим унифицированным коммуникациям. И он претендует на то, чтобы быть вашим «основным» телефонным номером – пока, правда, только в США. • Другие VoIP операторы. Аренда телефонного номера для входящих звонков обойдется в Москве минимум в 300–400 руб. в месяц. И это будет новый номер, в довесок к уже все равно у вас имеющемуся, плюс возня с переадресацией и прочие неудобства. Кроме того, сложность настройки и отсутствие узнаваемого бренда – в результате «обычные пользователи» сидят в Skype. • «Туристические SIM-карты». Опять-таки переадресация (с которой уже проблемы!) и прочие страдания. И никто в здравом уме не скажет, что это «дешево». На мой взгляд, потенциально «Мультифон» весьма конкурентоспособен. Пока Skype – «не совсем телефон», а другие VoIP решения не пошли «в массы», и пока это единственный способ взять свой привычный телефонный номер с собой куда угодно, где есть интернет. Однако неспроста я употребил слово «потенциально». Symbian S60 – все еще самая распространенная платформа для смартфонов, но она далеко не единственная и постепенно сдает позиции. Звонить «с ноутбука» – удовольствие, очевидно, ниже среднего, это понимают даже пользователи Skype. Людей, способных настроить SIP-клиент на своем смартфоне самостоятельно, слишком мало, чтобы рассматривать их, как значимый сегмент рынка. Так что «Мегафону» придется над этим работать, и работать много. И пока «Мультифон» не получил значительного распространения, звонить по нему бесплатно толком некуда – значит, нужен гейт в тот же Skype, как это сделано, например, у SIPNet. И уж, как минимум, нужно решить проблему соединения с другими SIP-регистраторами. Интересны результаты внедрения комплексных услуг на основе VoIP у тех операторов, которые уже нашли в себе смелость попробовать. Наиболее известный пример – это британский оператор «3 UK», выпустивший для своей сети мобильные телефоны «Skypephone 3» с предустановленным клиентом Skype. Да, конечно, опять Skype и эксплуатация узнаваемого бренда; однако 80% купивших Skypephone за последний год – новые абоненты, ARPU у них в среднем на 20% выше, а текучесть – ниже на 14%, чем у «обычных». И это при том, что Skypephone, мягко говоря, оставляет желать лучшего: плохой пластик, аппарат быстро перегревается, ограниченная поддержка конференций, урезанная функциональность SkypeIn и SkypeOut. Да и вообще – это «недосмартфон» на платформе BREW. Однако такой успех традиционным операторским сервисам или менее традиционным (например, нашему бессмысленному и беспощадному «чату», запущенному «большой тройкой») и не снился. Слухи о том, что «сотовые операторы блокируют Skype», напротив, в основном беспочвенны: были, кажется, прецеденты (или официально высказанные пожелания) изъятия Skype-клиента из некоторых брендированных смартфонов по просьбе операторов, но не более (то же самое происходило и с SIP). «В основном» – не значит «абсолютно», но обычно это происходит там, где проблемы не только со Skype. Пока все только начинается, «кто первый встал, того и тапки» (Skype, например, считает, что в пределах одной страны одного партнера им будет достаточно). Но и без Skype есть, чем заинтересовать пользователей. А главное – наступление будущего, о котором я говорил, неизбежно, и вопрос – как именно к нему адаптируются операторы. Меня очень позабавила реакция общественности на слова вице-президента МТСМихаила Шамолина, когда он сообщил о планах закупить биллинговую систему, способную дифференцировать трафик по его видам, – в частности, отличать Skype. Разумеется, все привыкли к тому, что любая сомнительная активность со стороны сотового оператора может превратиться в ограбление пользователей; этим домыслам была посвящена статья в «Ведомостях», вызвавшая очередную волну народного гнева. Это – издержки «честно заработанной» нашими сотовыми операторами (на протяжении многих лет!) репутации. Однако если мы прочитаем внимательно слова Шамолина, то выясняется, что он имел в виду совершенно обратное, цитирую: «Рынок голосовых услуг мобильной связи насыщен, индустрия растет в основном за счет передачи данных, а операторы до сих пор тарифицируют все данные одинаково, по мегабайтам. Если не изменить принцип тарификации этих услуг, мы рискуем упустить рынок». Кажется, все очевидно: речь идет не о том, чтобы брать за этот трафик дополнительную мзду, а, напротив, о том, чтобы предоставить какие-либо тарифные опции для льготной тарификации, потому что помегабайтно платить уже никто не хочет, а «честную» безлимитку инфраструктура сети еще долго «не потянет». Что опять же полностью согласуется с другими публичными заявлениями руководства компании в последние годы: МТС тоже потенциально готов к смене парадигмы. У «Скайлинка», кстати, тарифная опция «безлимитный Skype» уже есть, со смартфонами только пока не очень. Получается, «Мегафон» ставит на собственный сервис, МТС – на «Скайп» (хотя более очевидных подтверждений, чем то единственное интервью, пока нет), «Билайн» пока отмалчивается. Но лед тронулся. И именно «Мультифон» нам показывает, что будущее уже здесь.