«Новости должны быть оптимистичными!» «Почему бы журналистам не писать побольше о хорошем и поменьше о плохом?» «Нужен позитив, люди устали от негатива!» «Истории успеха – вот чего на самом деле хочет читатель, а вовсе не грязи!» Я часто слышал эти фразы от дилетантов в нашем новостном ремесле, и особенно часто – от тех из них, кого случай произвел в медиамагнаты или медиаменеджеры. Я слышал эти фразы так часто, что даже несколько раз произносил их, пытаясь цинично продать тот или иной проект. Нечего и говорить, что на самом деле все рассуждения про позитив и оптимизм в новостях – несусветный бред. Потому что негатив, «плохие» новости в разы мощнее по силе воздействия. А именно воздействие на аудиторию – с целью исправить некое социальное зло, объяснить какой-нибудь модный тренд, просто развлечь, неважно – и есть основной актив любого СМИ. Если воздействие слабое, СМИ мало читают, а реклама в нем никому не нужна. Почему негативные новости действуют сильнее позитивных – вопрос, ответ на который интереснее ученым, чем практикам. Искать его стоит в тех же мозговых микросхемах, которые генерируют loss aversion – описанное нобелевскими лауреатами Дэниэлом Канеманом и Амосом Тверским отторжение потерь: страх потери развит у человека сильнее, чем желание получить выгоду. Похоже, некий подобный механизм заставляет людей придавать больший вес отрицательным, чем положительным оценкам, – и это хорошо исследованное свойство нашей природы. Эксперименты, проведенные в Университете штата Огайо в конце 90-х, показали, что при демонстрации «негативных» образов (например, изувеченного человеческого лица или нацеленного в камеру пистолета) мозговая активность зрителя выше, чем когда он видит столь же экстремальные «позитивные» образы (например, красавицу Ferrari). Но ученые пишут скучные тексты, и я знаю, что теоретиков «позитивизма» в новостях (практиковать-то его никто долго не может: сносит рыночной волной) не заставишь в этих текстах копаться. Так вот же им сияющий пример, который должен, кажется, убедить их, что позитивные новости не работают. 24 июля 2008 года премьер Владимир Путин пообещал «прислать доктора» к основному владельцу «Мечела» Игорю Зюзину, по болезни не явившемуся на совещание, посвященное антимонопольному разносу металлургов. Гневного Путина показали по телевизору, и в тот же день капитализация «Мечела» на нью-йоркской фондовой бирже грохнулась на $5 млрд. В панике первых часов после крылатой премьерской фразы многим аналитикам и трейдерам привиделся новый «Юкос», только металлургический. Но и на следующий день, когда можно было оценить ситуацию более трезво, капитализация «Мечела» продолжила падать. Июль челябинская компания начала при цене $50 за акцию, а закончила при $21. А там и кризис подоспел, так что компания Зюзина так и не смогла отыграть потерянное. Через два года Путин вспомнил, что натворил, и решил, от щедрот своих, вернуть Зюзину должок. 23 июля в Челябинске, на совещании «О мерах по развитию черной металлургии» премьер произнес: «Я, кстати, помню вот тот выпад в адрес «Мечела», я могу только сожалеть о том, что это привело к падению его капитализации тогда процентов на 20 сразу или на сколько? Но, во всяком случае, Игорь Владимирович (Зюзин, председатель совета директоров ОАО «Мечел» – Slon.ru), хочу вас за это поблагодарить – все исполнил, все сделал и ведет себя корректно и по отношению к отечественным потребителям и к российскому законодательству». На 20%, говорите, Владимир Владимирович? Ну-ну. Нет, ваша хула обошлась Зюзину гораздо дороже. Хорошо, а каков отскок от хвалы? Хотя бы 20% наскреблось? Да ни в жизнь! Торги 22 июля завершились для «Мечела» на отметке $20,64 за акцию, а на момент написания этого поста бумага стоила на премаркете $22,25 – на 7,8% больше. Хотя слова Путина и на сей раз, как это у нас принято, получили самую широкую огласку. Смотрите, это же почти чистый эксперимент. Один и тот же чиновник – Путин – произносит в адрес одного и того же капиталиста – Зюзина – сперва резко отрицательные слова, а затем – не менее ярко окрашенные положительные. Причем для Путина гораздо естественнее ругать, чем хвалить бизнесменов: много ли вы вспомните случаев, когда он публично рассказывал, как он доволен каким-нибудь предпринимателем? То есть давешняя похвала Зюзину – поступок в некотором роде из ряда вон выходящий. А результат – жалкий по сравнению с эпическим обвалом двухлетней давности. Так что вот, господа издатели и медиаменеджеры, хотите позитивных новостей – приготовьтесь к тому, что и публика, и рынок воспримут их без энтузиазма, как брокколи или манную кашу. И с вашими денежками неизбежно случится то, что произошло перед самым кризисом с капитализацией «Мечела».