На совещании с металлургами премьер-министр Владимир Путин похвалил компанию «Мечел» за корректное отношение к отечественным потребителям и порекомендовал другим компаниям отрасли навести порядок с ценообразованием. В противном случае, по словам премьера, будут приняты другие меры, «которые будут действенными».

Я не хочу к такого рода действиям правительства относиться серьезно. Это такое традиционное русское ручное управление: «Мечел» Путина послушался – теперь его похвалили. Путину, видимо, нравится все это. Ему нравится быть в гуще событий, принимать какие-то крайние меры и т.д. Хотя, на самом деле, понятно, что задача премьер-министра – это не решение такого рода вопросов, а организация системы, при которой не требовалось бы решать проблемы подобным образом.
С этой точки зрения, серьезное отношение к подобного рода действиям премьера – это подливание масла в огонь, это признание того то, что такие действия нормальны и приемлемы. На самом деле – это абсолютно неприемлемо. Как неприемлемо, например, давление на нефтяников в отношении цен на горючее. Этой проблеме уже 6 лет, и вместо того, чтобы выстроить нормальную систему управления этой ценой, ею по-прежнему управляют в ручном режиме. То же самое было в Пикалеве, когда в прошлом году там был скандал. Проблему малых городов, правда, пытались решить через полгода после Пикалева, но для этого принимались достаточно странные меры.
И с этой точки зрения понятно, что инвесторы воспринимают компании в нашей стране как крайне зависимые от государства. И понятно, что если государство положительно отозвалось о той или иной компании, то для инвесторов это сигнал о том, что у компании ситуация улучшается. Но, опять-таки, это совершенно ненормально, потому что это все напоминает войны начала 2000-х, когда высказывания высших руководителей приводили к падению капитализации тех или иных компаний на 5–7% в день. И это очень неприятный момент, потому что фактически происходило манипулирование рынком. С этой точки зрения, я не исключаю, что случай с «Мечелом» тоже может быть способом манипулирования рынком, поэтому я бы к этому относился очень аккуратно.
В любом случае, такого рода отеческая забота: кого-то похвалил, кого-то поругал, кому-то по рукам дал ложкой, чтобы первым не тянулся к супу, – это нецивилизованный способ управления экономикой.
В любой экономике цена ограничивается спросом. И то, что металлурги увеличивают цену, означает, что они верят в то, что эта цена подъемная, и спрос от ее повышения резко не упадет. Есть такой универсальный принцип ценообразования: «пипл хавает или пипл не хавает». В любом случае такая оценка проводится. Это нормальная рыночная обстановка, и, как говорится в армии, это была разведка боем. Понятно, что все наше ценообразование построено на этом принципе.
Вообще, я не понимаю, почему надо наказывать одних и не наказывать других. Создается впечатление, что системой цен никто управлять не умеет. И даже действия, которые предпринимает ФАС, выглядят достаточно странно. Ей стоило бы задаться вопросом: почему в развитых странах не бывает такого, чтобы цена на какой-то товар вдруг резко скакнула? Например, сейчас жарко, и цена на некоторые сорта мороженого скакнула на треть. Почему это никто не рассматривает? Почему мы так заботимся о металлургах, но никто не выкручивает руки мороженщикам? Например, мне как члену нашего общества мороженое в жаркую погоду важнее, чем цены на металлы.
Вся проблема в том, что у правительства нет целенаправленной последовательной программы в области управления ценами. Правительство по-прежнему занимается ручным управлением вместо того, чтобы создать систему, которая позволила бы управлять процессами в экономике так, как это принято в развитых странах. И, наконец, проблема цен на металлы – не самая важная для общества в целом.