ЖЖ умирает. Социальная платформа, когда-то ставшая в России культовой, безнадежно устарела, и уже прошла точку невозврата, когда больного еще можно было вылечить. Как и любой некогда популярный интернет-проект (например, «Рамблер») она будет еще довольно долго мучиться, поэтому мы не увидим некрологов о скоропостижной смерти LiveJournal. Однако все чаще и чаще мы будем встречать записи о том, что ЖЖ скончался после тяжелой и продолжительной болезни. Так всегда бывает, когда все вокруг видят, что больной уже никогда не выздоровеет. В 1998 г. Конституционным судом РФ было принято популярное в узких кругах Постановление от 12.10.98 N 24-П. В нем говорилось, что конституционная обязанность налогоплательщиков по уплате налогов должна считаться исполненной в тот момент, когда, обладая средствами на своем расчетном счету, он подает в банк платежное поручение на уплату налогов. Если банк после этого не перечислил налоги в бюджет, то виноват не налогоплательщик, а банк. К налогоплательщику же никаких претензий предъявить нельзя – в том числе нельзя его и обязать уплатить налоги заново. После принятия этого постановления к владельцам банков, имевших серьезные проблемы, видимые менеджменту, но еще не видимые рынку, начали подходить группы лиц, предлагавшие отдать им банк в управление в обмен на уплату определенной суммы. Их аргументы были просты: банк все равно скоро умрет, а так он умрет чуть быстрее, зато не бесплатно. Собственники, как правило, соглашались на эти предложения, в банках меняли управляющих и главных бухгалтеров на зиц-председателей Фунтов, а потом через этот банк проводились налоговые платежи крупных компаний. Точнее, туда заводились деньги, предназначенные для уплаты налогов, подписывались платежные поручения на перечисление денег в бюджет, но вместо того, чтобы перечислить их государству, деньги делились по-братски между «налогоплательщиком» и группой лиц, которая организовывала эту аферу. Банк в результате быстро умирал к вящему удовольствию его бывших собственников, которые смогли заработать на и так уже почти мертвом банке, менеджменту налогоплательщиков, которые смогли безнаказанно положить в карман средства, предназначавшиеся бюджету, а также группы лиц, которая все это организовывала. Недавние события, связанные с продажей ЖЖ неактивных или заблокированных блогов и сообществ, очень сильно напоминают эту историю. Подкинули ли руководству сервиса эту идею SEO-оптимизаторы, которые теперь продвигают в поисковиках своих клиентов с помощью спама в блогах и сообществах, которые раскрутили их предыдущие владельцы, или же руководству СУПа пришла эта идея в голову самостоятельно – мы вряд ли когда-то достоверно узнаем. Однако стремление заработать на и так уже умирающем сервисе с помощью способа, который ускорит его окончательную гибель, делает ситуацию похожей на бизнес на смерти банков. Смерть ЖЖ все равно наступила бы – просто чуть позже. ЖЖ как платформа, предназначенная для распространения информации, устарел, не выдерживает конкуренции с платформами, которые обеспечивают «вирусность», и, главное, его руководство никак не желало изменить ситуацию, когда это было возможно. Мне довольно часто приходится отвечать на вопросы компаний, решивших заняться продвижением в социальных медиа, о том, где им стоит завести блог. Поскольку в российских компаниях, по всей видимости, считается модным доверять продвижение в соцмедиа людям, которые в них ничего не смыслят, то чаще всего я слышу фразу «мы решили завести корпоративный блог в ЖЖ». Объясняя им свое мнение по поводу того, почему я никогда не посоветую заводить блог или сообщество в ЖЖ, я всегда привожу следующий пример: «Представьте, что вы завели блог в ЖЖ и разместили там пост, на который случайно наткнулись топовые ЖЖ-юзеры типа tema, drugoi или dolboeb. И они этот пост не только прочитали, но даже прокомментировали. При этом, несмотря на то, что эти блоггеры обладают большой аудиторией, никто из их читателей не узнает о том, что ваш пост, по их мнению, интересен – если только они не решат его перепостить». Но много ли вы видели перепостов в блоге того же tema? Вот если бы все это происходило в «Твиттере» либо в Facebook, то каждый прокомментировавший (а в «Фейсбуке» – и «залайкавший») сообщение, уведомлял бы таким образом всех своих друзей о том, что его заинтересовал ваш контент. В ЖЖ начинающим сейчас ловить нечего. Если, конечно, у них нет такого бюджета на продвижение там, как у Dewar's. Люди пишут в ЖЖ не из-за того, что им больше некуда, иначе бы все писали в своих текстовых редакторах и складировали результат в папочке «Мои документы». Людям нужно взаимодействие с другими людьми: признание, критика, спор... Бизнесу тоже нужно внимание аудитории. Вирусные механизмы распространения контента удовлетворяют эти потребности. Но эти механизмы отсутствуют в ЖЖ начисто. Если раньше заведение блога в ЖЖ представлялось более разумным шагом, нежели заведение блога на своем домене, поскольку была френдлента, которая могла обеспечивать лояльность читателей, то сейчас ситуация ровно противоположная. Потому что свой блог можно интегрировать с современными соцмедийными площадками: поставить кнопочку Like, Share, Retweet или даже внедрить полноценное окошко, из которого твиттеряне могут твитить, чтобы обеспечить вирусность распространения контента, – а свой ЖЖ улучшить таким образом невозможно. Только представьте себе: всего за первые 3 дня после появления на сайте газеты Boston Globe вот этой заметки ею, по данным сервиса Facebackers.com, поделились в Facebook более 100 000 раз. Для сравнения: за почти 2 месяца эта же статья собрала лишь 916 комментариев. Если учесть, что в среднем, по данным Facebook, по каждой ссылке, которой пользователи делятся в своей ленте, переходит 3 человека, то становится понятным интерес и обычных пользователей, и бизнеса к современным соцмедийным площадкам. И непонятно, почему над этим не задумывается руководство ЖЖ. Где-то полгода назад на пресс-завтраке, устроенном компанией СУП, я спрашивал топ-менеджеров этой компании о том, почему бы им не внедрить ссылку «Нравится» под каждым постом и не сделать так, чтобы посты, отмеченные такими «лайками», а также посты, которые пользователь прокомментировал, показывались в френдленте его друзьям. В ответ мне довольно долго рассказывали насчет того, на каком древнем языке программирования написан ЖЖ, как сложно найти программистов, пишущих на этом языке, и как стар их пациент. Мне эти люди напомнили молодых энергичных родственников, которые на публике очень заботливо относятся к своей бабушке, а когда остаются с ней наедине, то ждут не дождутся, когда она уже умрет, так как она им в тягость. Не прошло и полгода, как специалисты по древним языкам программирования нашлись, но не для того, чтобы улучшить функционал сервиса, а чтобы нажиться на продаже заброшенных аккаунтов. В ЖЖ, конечно, еще некоторое время будет теплиться жизнь за счет тех «тысячников», которые, цепляясь за наработанных годами упорного блогописательства читателей, упрямо не будут переходить на другие, более удобные платформы. «Креативные специалисты по продвижению в соцсетях», расплодившиеся в последнее время в невероятном количестве, и предлагающие своим клиентам банальный массфрендинг и спам в комментариях, тоже по привычке будут работать в ЖЖ, из-за чего количество спамботов в пересчете на одного пользователя будет неуклонно возрастать. Возможно, мы даже увидим от СУПа пресс-релизы по поводу того, что количество зарегистрированных в ЖЖ пользователей растет – прежде всего за счет этих спамботов. Однако ЖЖ, к сожалению, обречен. Летальный исход не просто вероятен, а неизбежен. R.I.P., ЖЖ. Ты навсегда останешься в нашей памяти.