Настоящий рост | Указатель на ВВП | Слишком высокие зарплаты | Америка не дает уверенности | Призрак пузыря

Можно уже сейчас предположить, чем разрешаться споры о природе и степени устойчивости неожиданного оживления российской экономики, когда объем промышленного производства в сентябре вырос на 2,5% со снятой сезонностью к августу. Технически это сделать несложно: нужно выделить периодическую, прежде всего, сезонную составляющую промышленного производства, а также тренд и статистический шум. Такой анализ показывает, например, что даже в случае, если в следующие 15 месяцев не будет роста промышленного выпуска со снятой сезонностью, а динамика будет определяться только лишь сезонными факторами, то тогда (если не учитывать статистические выбросы), промышленность уже в конце текущего года и в начале следующего покажет очень высокие темпы роста по отношению к тому же периоду прошлого года – до 12% в январе 2010 г. Затем темпы роста начнут снижаться (см. график). С экономической точки зрения эти цифры не будут означать окончания кризиса, все дело в базе для сравнения – в прошлом году в это время экономика падала камнем вниз, что может породить неоправданно оптимистические настроения.

НАСТОЯЩИЙ РОСТ Что же будет в реальности? Будет ли наблюдаться рост со снятой сезонностью, то есть не горизонтальный, а восходящий тренд? Ответы на эти вопросы можно найти уже сейчас с помощью опережающих индикаторов: опросных данных в целом по промышленности, октябрьские значения которых появляются значительно раньше фактических оценок Росстата, а также опросных данных по секторам промышленности, динамика которых демонстрировала в последние годы наибольшее совпадение с динамикой базовых отраслей экономики, то есть фактически с динамикой ВВП. (Данные по базовым отраслям здесь используются в силу того, что их можно рассчитывать в помесячном режиме, как и динамику промышленности, тогда как сам ВВП можно рассчитывать только на ежеквартальной основе). Октябрьский опрос 600 крупнейших предприятий промышленности, проведенный Росстатом и Центром конъюнктурных исследований ГУ-ВШЭ, показывает, что в целом в этом месяце коренного изменения ситуации ни в лучшую, ни в худшую сторону не произошло, слабое улучшение по одним показателям компенсируется ухудшением по другим. О нормальном спросе говорит 51% опрошенных, что чуть больше, чем в сентябре (50% ), и много лучше, чем в месяц самого глубокого падения – в феврале (36%). Но до предкризисного значения в 70% пока очень далеко. Несколько лучше октябрьские оценки выпуска – как нормальный его в октябре оценили 53% опрошенных, что на 2 п.п. больше, чем в сентябре. В то же время общую экономическую ситуацию в октябре оценивали как удовлетворительную 72% , что меньше на 1 п.п., чем в сентябре.


Предпринимательские ожидания в сентябре, на первый взгляд, несколько ухудшились: так, диффузный индекс ожиданий относительно динамики выпуска на ближайший квартал упал ниже границы роста (50%), снизившись с 51% в сентябре до 49% в октябре, а индекс спроса балансирует на грани стагнации – 51,5% в сентябре и 50% в октябре. Однако справедливости ради следует сказать, что фактический эти ожидания имеют четко выраженную сезонную волну снижения в конце года, и со снятой сезонностью ожидания в октябре улучшились. УКАЗАТЕЛЬ НА ВВП Проведенный нами эмпирический анализ показывает, что после кризиса 1998 г. наиболее синхронные результаты с экономикой в целом показывали деревообработка, химия, производство стройматериалов и т.н. «прочие виды деятельности». Соответственно, если в большинстве из этих секторов в октябре улучшились ожидания предпринимателей (с устранением сезонности), то можно было бы ожидать и улучшения ситуации в экономике в целом. Однако и этот индикатор не дает четкого сигнала улучшения общеэкономической ситуации. Ожидания в октябре по данным опросов Росстата-ГУ-ВШЭ улучшились в химии и «прочих видах», но ухудшились в деревообработке и производстве стройматериалов, что можно трактовать как негативный сигнал для строительной отрасли – одного из основных драйверов предкризисного роста российской экономики. Таким образом, счет по отраслям ничейный, а значит говорить о стойком улучшении ситуации в экономике нельзя. СЛИШКОМ ВЫСОКИЕ ЗАРПЛАТЫ Возможно, оживление в последние три месяца было связано с тем, что все это время улучшалась ситуация с запасами. Но по опросу в октябре уровень запасов готовой продукции в промышленности пришел в норму. И дальше все будет зависеть от динамики зарплат в частном секторе и экспорта. Весьма вероятна ситуация, когда снижение негативного влияния фактора излишних запасов будет сопровождаться падением заработной платы и/или занятости. Нужно как-то компенсировать диспропорцию: снижение выручки в номинальном выражении примерно на 15% год к году сопровождалось снижением фонда оплаты труда вдвое меньшими темпами – при снижении численности на 10% номинальная заработная плата выросла на 4 – 5%. Как предприятия смогут выйти хотя бы на докризисный уровень прибыльности, не сокращая при этом зарплаты, а следовательно и спрос домашних хозяйств – остается вопросом. Падение зарплат не смогут компенсировать пенсии, которые правительство увеличивает рекордными темпами, – в совокупном спросе домашних хозяйств, увы, они не играют определяющей роли. АМЕРИКА НЕ ДАЕТ УВЕРЕННОСТИ
Что касается экспорта, который обеспечивал улучшение в российской экономике ситуации в мае – июле, а возможно, и в сентябре, то уверенно прогнозировать его дальнейшее увеличение нельзя – слишком нестабильна ситуация в американской экономике. Потребительские расходы – ключевой элемент американского ВВП – вплоть до последнего времени сокращались (по отношению к соответствующему периоду прошлого года), а в III квартале вдруг оказались на уровне прошлого года. Вроде бы хорошо? Однако, если брать помесячную динамику, то в сентябре расходы потребителей вновь снизились, – что связано с прекращением действия программы «деньги в обмен на драндулеты». Наибольший положительный вклад в динамику американского ВВП внесло опережающее сокращение импорта, однако, если доллар вновь начнет укрепляться, то импортозамещение в США прекратится. Показательно, что запасы в США продолжают снижаться, несмотря на рост конечных продаж, и это тоже подтверждает, что предприниматели пока не верят в восстановление спроса, и потому не рискуют наращивать запасы. ПРИЗРАК ПУЗЫРЯ Все это делает весьма вероятной долгую стагнацию в России (при том, что номинальные цифры роста год к году, как уже было сказано выше, по началу будут весьма оптимистичными). Рост промышленности составит 4% к 2009 г. в целом за следующий год, однако она все равно останется на 6 – 7% ниже предкризисного уровня. Чистый приток капитала в Россию, который в октябре, по нашим оценкам, может составить около $15 млрд, отнюдь не направляется в реальный сектор или в банковскую систему. Основное прибежище для него – финансовые рынки (такая картина наблюдается и во многих других странах). Иными словами, пока «восстановление» выражается главным образом в росте цен на финансовые активы. И в отсутствие улучшения фундаментальных показателей российской экономики следует быть готовым к тому, что это есть не что иное, как очередной пузырь.