На днях Марк Пейпермастер, старший вице-президент Apple, отвечающий за аппаратную часть iPhone и iPod, покинул компанию. Стороны не комментируют произошедшее, даже не заявлено официально, ушел ли Пейпермастер сам или был уволен. Но аналитики склоняются к варианту увольнения. Одни считают, что старший президент покинул компанию из-за «антенгейта» (скандала с проблемами приема, вызванными неудачной реализацией внешней антенны), другие – что он ушел из-за проблем с iPod Touch, третьи – что Пейпермастер не сработался с «великим и ужасным» Джобсом и не проникся корпоративным духом Apple. Однако есть основания считать, что Пейпермастер уволен все же за iPhone 4, но не столько за проблемы с антенной, сколько за неудачное устройство как таковое. Да, модель iPhone 4 стала самым продаваемым смартфоном в истории Apple, да, за первые три дня продаж было раскуплено 1,7 миллиона «четверок», но... Не все так просто. Рост продаж iPhone 4 в III финансовом квартале (закончился 26 июня) на 61% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, когда компания продвигала модель 3G, кажется потрясающим лишь если не знать статистику роста американского рынка коммуникаторов. За апрель–июнь этого года рынок смартфонов (а это рынок №1 для Apple) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 41%. На фоне такого взрывного роста рынка начальные продажи «4» уже не так изумляют. Заметим, что итоги II календарного квартала оказались для компании удручающими: iPhone (тогда еще в модификации 3GS) был вытеснен на третье место (21,7%) еще достаточно сырыми аппаратами на платформе Android (34%)! Получается, что «на родине» iPhone менее популярны, чем в России (25,7% по итогам 2009). Apple просто не могла не выпустить новинку, и ситуацию должен был переломить iPhone 4, появившийся 9 июня. Но, судя по всему, модель заканчивали в сильной спешке. Одно из доказательств тому – «антенгейт». Реакция Apple на проблему – долгая, путаная, а местами откровенно хамская – показывает, что «не все ладно в датском королевстве», то есть в управлении великой (без преувеличения!) компанией. Отрицание самой проблемы, «объяснение» ее несовершенством программного индикатора уровня сигнала и «лечение» софтовым апдейтом, наконец, заявление Джобса абонентам «вы неправильно держите телефон» (скажи эту фразу любой другой человек, ее бы совершенно справедливо назвали грубой и хамской, но главе Apple это сошло с рук – он же «iКона»...). Теперь каждый покупатель iPhone 4 может получить бесплатный чехол, который изолирует антенну от контакта с кожей абонента (это же можно решить полоской лейкопластыря, наклеенной на левой грани корпуса). Но необходимость чехла сводит «на нет» важную приятную особенность новинки – тонкий корпус (9,3 мм против 12,3 у 3GS). Да и без чехла удерживать устройство в руках попросту неудобно из-за острых граней корпуса «четверки», которые разительно отличаются от плавных обводов «тройки». iPhone 4 остались довольны 72% купивших его, у 3GS это значение составляло 82%. В чем же проблема? Мне кажется, в том, что модель с новым индексом («четверка» вместо «тройки» – это обязывает!), которая должна содержать революционные изменения, в техническом отношении оказалась достаточно слабой. Я бы даже сказал – непозволительно слабой. Да, приятен более мощный процессор, очень хорош экран с большим разрешением, радует увеличенный сенсор камеры, микрофон с активным шумоподавлением. Но все это лишь эволюционные изменения. «Революционные» же касаются по большей части камеры: она получила автофокус, встроенную вспышку, возможность снимать видео в HD (ну, наконец-то!) и «сестричку» на передней панели, удобную для автопортретов и для проведения видеоконференций – и, как видите, давным-давно реализованы у конкурентов на разных платформах. Где значимые инновации, которыми так гордится Apple при выпуске каждой сколько-нибудь знаковой модели? А их нет. Что это могло бы быть? Например, установка FM-тюнера, позволившего бы расширить медиавозможности. Сменный аккумулятор, что позволило бы, например, установить батарею повышенной емкости (при сколько-нибудь активном использовании «четверка» в лучшем случае продержится сутки-двое) и избавило бы абонента от необходимости визита в сервис через пару лет эксплуатации для замены элемента питания. Поддержка двух SIM-карт, весьма полезная для многих абонентов. Использование стандартного USB-кабеля для подключения к компьютеру и к «зарядке». Да хоть встроенный светодиодный фонарик... Все эти функции весьма несложны в реализации, есть у многих современных телефонов даже начального ценового уровня и смогли бы придать «четверке» новый колорит. Я уж не говорю о чем-либо воистину революционном, как о дивном пальцевом интерфейсе у первых «айфонов» или, например, о «цифровом компасе» в 3GS. Что в итоге? Достаточно невыразительный по своим параметрам девайс. Да, Стив Джобс назвал iPhone 4 «самым успешным продуктом за всю историю Apple». Да, продажи «четверки» побили все рекорды. Но это, как мы видим, достижение вовсе не столь потрясающее (оно достигнуто на быстрорастущем рынке). Да и успех определили вовсе не разработчики, а специалисты по маркетингу. Результат достигнут потрясающей харизмой Джобса в сочетании с очарованием бренда Apple, но от этого телефон не стал более продвинутым. Нужно ли теперь удивляться, что ответственный за техническую часть «самого успешного продукта» покинул компанию, и управлять дальнейшими разработками iPhone будет другой человек?