Мобильная платформа Google Android популярна не только в Штатах: судя по последним данным, она быстро набирает обороты во всем мире. Компания Gartner Group обнародовала итоги мирового рынка смартфонов за второй квартал текущего года. С огромным отрывом лидирует Symbian, занимающий по итогам квартала 41,2% рынка (в штучном выражении): продано 25,4 млн устройств на этой платформе. Ничего удивительного: система прошла долгий путь развития, стабильна, имеет массу приложений, а продвигают ее такие гранды рынка, как Nokia, Sony Ericsson и другие. Во многом лидерство данной платформы определяет Nokia. «Ни один производитель пока не способен продать больше смартфонов, чем Nokia», – говорит Сергей Маленкович, главный редактор журнала Mobile Digital Magazine. Однако, по его мнению, «продажи Nokia растут медленней рынка». Второе место на мировом рынке (18,2%; 11,2 млн единиц), занятое системами на платформе RIM Blackberry, для россиян несколько удивительно: в наших палестинах такие системы не прижились. Но в мире их активно используют в корпоративном секторе. Однако третье место занимают системы на базе Android (17,2%; 10,6 млн), и это – бесспорный успех мобильной платформы Google. Многие аналитики умиляются, отмечая, что во втором квартале прошлого года «андроидфоны» занимали всего 1,8% рынка, а теперь вот такой рост... Однако заметим, что в течение почти всего прошлого года «андроидфоны» были, мягко говоря, «сыроватыми» устройствами, которые были интересны только энтузиастам. Но ситуация изменилась: Google быстро совершенствует платформу, а производители оперативно обновляют модельный ряд. Результат не заставил себя ждать: третье место на мировом рынке (заметим, что, например, на локально американском рынке по итогам того же II квартала Android опередил не только iOS, но и RIM, заняв второе место после Symbian). «Android нарастил долю рынка, отобрав их у Symbian и Windows Mobile – отмечает Маленкович. – При плановой замене смартфона чаще выбирали именно эту ОС, что закономерно: тем, кому надоели те или иные проблемы Windows Mobile и Symbian, но не приглянулся «особый мир» iPhone и Blackberry, по сути, выбирать больше не из чего». И надо сказать, что сама платформа еще несколько несовершенна, приложений для нее по понятной причине меньше, чем для других мобильных систем, да и система взаимодействия с разработчиками вызывает немало нареканий. Что же будет, когда Android избавится от этих неизбежных «болезней роста»? Система вскоре будет претендовать на лидерство среди платформ для коммуникаторов. «Рост безумный, количество игроков и разнообразие продуктов огромно», – говорит о сегменте «андроидфонов» ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Он предрекает Android лидерство на рынке уже в течение ближайших двух лет, причем связывает это не только с активностью работающих с платформой Google компаний, но и с пассивностью, а местами и беспомощностью их основных конкурентов: «Nokia неспособна ответить чем-либо в ближайшем обозримом будущем». Маленкович более осторожен в оценках и считает, что по-настоящему оценивать успехи Android надо будет через пару лет, когда нынешним покупателям снова придет время менять устройство. Четвертое место на мировом рынке занимает iOS (14,2%; 8,7 миллиона проданных «айфонов»). Вывод на рынок iPhone 4 (заметим, что аппарат был доступен не на всех рынках) хоть и увеличил продажи «яблокофонов», но на изменение долей рынка не повлиял. Важно заметить, что в мире iPhone позиционируется как массовый коммуникатор, доступный самым широким слоям абонентов; похоже, нигде за пределами России этот аппарат не продают по «элитным» ценам. Windows Mobile – платформа-аутсайдер, рыночная доля устройств на ней составляет всего-навсего 5% (3,1 миллиона проданных устройств). Конечно, платформа не стала хуже, и количество программ для нее не сократилось... просто другие платформы стали более свершенными, обогнав в своем развитии мобильные решения на Windows Mobile. Кроме того, «редмондский гигант» непозволительно долго не создавал ничего заметно нового для данного направления. Все это и обусловило резкое сокращение мировой популярности мобильной платформы Microsoft, которая сейчас, по выражению Муртазина, «практически мертва». А выпустив Windows Phone 7, Microsoft фактически начинает «жизнь с чистого листа». Но и с выходом «семерки» ожидать бума продаж WM-устройств не стоит. Если так пойдет дальше, то смартфонам на базе Android и не придется так уж бороться за потребителей: те сами сдадутся им в руки.