Торговая площадка | Картинки из «не нашей жизни» | Чего хотят финансисты | МФЦ и Нью-Васюки

Большинство моих знакомых из чиновничьего мира отказываются даже обсуждать этот вопрос. «Ты что, не понимаешь? Сам президент дал поручение! Тут не обсуждать, а исполнять надо!». Далее на меня шикают и машут руками. Но ведь я сам немало лет провел на государевой службе, и знаю, как возникают подобные поручения. Сами президенты (премьеры, генсеки и прочие национальные лидеры) такие идеи не придумывают – они рождаются в головах у их советников и помощников (как лозунги «пятилетку в четыре года» или «экономика должна быть экономной»).
Потом идея-лозунг «подбрасывается» политическому руководству, получает высокое одобрение, и пошло-поехало. Бюджетные ассигнования, новые вакансии, интересные поездки, повод лишний раз показаться перед руководством – что еще нужно чиновнику для полного счастья? Но вряд ли кто-нибудь объяснял политическим лидерам простым человеческим языком, что такое международный финансовой центр, почему в одних странах такие центры есть, а в других нет, и что его создание у нас может дать нашей стране.

ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДКА

Откроем любой справочник (например, «Википедию») и ознакомимся со статьей о мировых финансовых центрах (или о международных финансовых центрах, что одно и то же). Цитирую практически дословно: «Мировые финансовые центры – центры сосредоточения банков и специализированных кредитно-финансовых институтов, осуществляющих международные валютные, кредитные и финансовые операции, сделки с ценными бумагами, золотом. Мировые финансовые центры – Лондон, Нью-Йорк, Цюрих, Франкфурт-на-Майне, Люксембург, Сингапур, Гонконг и др.». Следовательно, наша цель – превратить Москву если не сразу в мировой финансовый центр масштабов Лондона с его поистине глобальным охватом участников финансовых операций, то хотя бы на первых порах в успешный региональный финансовый центр вроде Гонконга? Международный финансовый центр – это место, где профессиональные финансовые посредники предпочитают совершать свои сделки, сводя конечных продавцов и конечных покупателей финансовых активов. Причем эти продавцы и покупатели, как правило, находятся за пределами страны нахождения финансового центра. Активы, которыми торгуют в международном финансовом центре, также не имеют прямого отношения к стране его нахождения. Да и работающие на нем финансовые посредники (банки и другие финансовые институты) могут принадлежать иностранному для данной страны капиталу. Например, в Лондоне небританские банки торгуют финансовыми активами из многочисленных стран мира, осуществляя расчеты по этим сделкам не обязательно в британской валюте. Наличие в стране международного финансового центра – это не канал притока в ее экономику финансовых инвестиций, а торговая площадка для распределения финансовых потоков преимущественно между третьими странами. Если в Москве когда-нибудь разовьется международный финансовый центр (МФЦ), это совсем не обязательно вызовет рост прямых и финансовых инвестиций в российскую экономику или сколько-нибудь заметное улучшение благосостояния российских граждан. Конечно, развитие МФЦ приведет к созданию дополнительно нескольких тысяч (может быть, даже нескольких десятков тысяч) рабочих мест для специалистов в области банковского и финансового дела, а через эти рабочие места – к созданию других рабочих мест, например, в сфере обслуживания (питание, развлечения, транспорт и т.д.). Само по себе это совсем не плохо, но ни к каким качественным изменениям в московской, а тем более общероссийской жизни не приведет.

КАРТИНКИ ИЗ «НЕ НАШЕЙ ЖИЗНИ»

Некоторые кварталы Москвы (где внутри офисных центров сосредоточено много банковских и финансовых институтов, в том числе иностранных) и так похожи на вкрапления «не нашей жизни». Красивые офисные здания, а вокруг них в стильных кафе и ресторанах обсуждаются те же профессиональные вопросы, что и в лондонском Сити, и в основном на том же английском языке. Отрадная картина? Ну, тогда с созданием МФЦ этих картинок из «не нашей жизни» в центре Москвы будет чуть больше, а городской бюджет пополнится дополнительными доходами от налогов на банки. Кстати, никаких строгих экономических или юридических критериев для определения статуса международного финансового центра не существует. На «воротах» Лондона, Нью-Йорка или Сингапура не висят таблички с надписью «международный финансовый центр». Это – вопрос неформального признания того или иного географического центра участниками международных финансовых операций. Профессиональное признание приходит не сразу, а по мере количественного роста международных финансовых сделок, проводимых банковскими и финансовыми институтами, зарегистрированными в данном географическом месте. МФЦ могут быть мировыми или региональными, универсальными или специализированными. Москва – пока признанный национальный финансовый центр на территории Российской Федерации. По всей видимости, у нее есть теоретическая возможность развиться в международный региональный финансовый центр, в первую очередь, для стран-бывших республик Союза ССР. Для этого нужно, чтобы, например, казахстанские, украинские и белорусские компании захотели размещать свои акции и облигации не в Лондоне, Гонконге, Нью-Йорке или Варшаве, а преимущественно в Москве. Компании стран ближнего зарубежья переключатся на московские биржевые площадки для размещения своих ценных бумаг в том случае, если через Москву они смогут привлечь более значительные объемы финансирования и на более выгодных условиях. А это, в свою очередь произойдет, когда признанные мировые лидеры среди банковских и финансовых институтов предпочтут работать с финансовыми активами стран данного региона именно в Москве.

ЧЕГО ХОТЯТ ФИНАНСИСТЫ

Выбор профессиональными финансовыми посредниками того или иного места для проведения международных операций определяется целым рядом факторов: географическим расположением, режимом государственного банковского и налогового регулирования, уровнем операционных издержек, наличием квалифицированного местного персонала, наконец, просто уровнем комфортности проживания в этом месте. А последнее понятие – очень ёмкое, включающее в себя развитие транспортной и социально-бытовой инфраструктуры, визовый режим, экологическую обстановку, безопасность, климатические условия и многое другое. Если по признаку географического расположения и удобства часового пояса Москва не хуже (но и не лучше) Лондона, Франкфурта или Гонконга для торговли финансовыми активами стран нашего ближнего зарубежья, то по остальным показателям еще сильно уступает признанным международным финансовым центрам. Взять хотя бы низкие места Москвы (и России в целом) в сравнительных международных рейтингах качества жизни и одновременно высокие места по оценке стоимости жизни для иностранцев! По показателям комфортности жизни мы попадаем в лучшем случае в пятый-шестой десяток стран, а по показателю дороговизны проживания для квалифицированных иностранных работников – всегда в первый. На то, чтобы сделать Москву по-настоящему привлекательным, комфортным местом для работы международных финансовых посредников могут уйти десятилетия. И даже после этого многие топ-менеджеры из международных банков могут так и не полюбить, например, наши зимние и летние температуры или какую-нибудь иную национальную специфику. Это вовсе не говорит о том, что развитие в Москве международных финансовых операций – это плохая или вредная затея. Просто нужно трезво оценивать наши шансы и временной горизонт для достижения этой цели, а главное, понимать второстепенное значение этой цели для судеб российской экономики. Если условия российской жизни будут последовательно улучшаться, то это, скорее, в отдаленном, чем в ближайшем будущем может привести к приобретению Москвой статуса международного финансового центра. Что будет способствовать созданию в Москве некоторого числа дополнительных рабочих мест и повышению доходов бюджета.

МФЦ И НЬЮ-ВАСЮКИ

Таким образом, экономический эффект от развития в Москве МФЦ есть, но он весьма ограничен. Если же послушать некоторых правительственных экспертов, то создается впечатление, что с созданием МФЦ они связывают едва ли не главные надежды на экономическое процветание нашей страны. Да еще пытаются внушить эти иллюзии политическому руководству страны. Одновременно делаются попытки связать вопросы создания МФЦ с приданием рублю статуса резервной валюты, хотя эти вопросы напрямую друг с другом не связаны. Например, можно добиться расширения использования рубля в качестве валюты цены и валюты платежа по международным торговым и финансовым сделкам, но не создать в Москве МФЦ. И наоборот, добиться признания Москвы в качестве МФЦ, но не внедрить рубль в международный платежный оборот. К примеру, английский фунт стерлингов безнадежно утратил статус мировой резервной валюты, а позиции Лондона как мирового финансового центра по-прежнему очень сильны. Гонконг – успешный международный финансовый центр, в то время как китайская национальная валюта не только не является резервной, но и не обладает полной конвертируемостью (в отличие от рубля, который еще с 2006 года является конвертируемой валютой не только по текущим, но и по капитальным статьям платежного баланса). Всем, кто желает основательно разобраться в проблематике использования рубля в международных расчетах, рекомендую обратиться к статье А.И.Потёмкина в журнале «Деньги и кредит» за август 2010 года. Примечательно, что в этой статье, подготовленной известным профессионалом, нет ни слова о создании в Москве МФЦ. Итак, проект МФЦ в Москве – это, конечно, не «Нью-Васюки», но в системе приоритетов государственной политики по развитию финансового сектора России он должен стоять, условно, даже не на 5-м, а на 25-м месте. Очень жаль, если непрофессиональная, завышенная оценка его значимости будет отвлекать российские власти от работы по выполнению по-настоящему приоритетных задач. Что это за приоритетные задачи? Ну, например, государственное стимулирование инвестиций в промышленность, производственную и транспортную инфраструктуру; государственное финансирование экспорта машин и оборудования, а также продаж дорогостоящих и высокотехнологичных товаров отечественного производства внутри страны (например, самолетов гражданской авиации); поддержка финансирования сегмента малого и среднего предпринимательства; создание комфортной регулятивной среды для развития банковских и финансовых институтов; усиление государственного надзора за деятельностью финансовых посредников для поддержания условий справедливой рыночной конкуренции и многое, многое другое.