
«СТРОИТЬ 3G ИМ НИКТО НЕ МЕШАЛ»
Теперь, когда президент Медведев дал прямое указание военным и чиновникам от связи расчистить частоты в Москве для развития сотовых сетей третьего поколения, замминистра связи Наум Мардер решил наконец обнародовать причину, по которой эти частоты до сих пор освобождать не хотели.
Мардер утверждает, что военные со своим серпуховским радаром ПВО и не мешали сотовым операторам развивать сети 3G. А мешали, если уж называть вещи своими именами, собственная лень и жадность. Развивать 3G можно было и в диапазоне 900 МГц. Правда, в нарезке диапазона наблюдается некоторая «чересполосица», но это, по мнению Наума Мардера – вопрос договоренности между операторами и обмена частотами



Вы, наверно, знаете, у нас в стране работают [и мешают использованию для 3G частотного диапазона 1,9 – 2,1 ГГц] 2 системы, связанные с вопросами ПВО и ПРО. По-русски говоря, стоит радар, отслеживающий территорию на случай прилета самолетов противника. Аналогичная техника есть только у американцев, и у них сложилась такая же ситуация. У нас такой радар стоит в районе Серпухова.
В начале истории с частотами военные внесли ограничение на его дальность 300 км, потом уменьшили до 110 км. Сейчас его дальность 60 км – как раз от Серпухова до границ Москвы.
Президент как верховный главнокомандующий может приказать этот радар выключить, и тогда 3G будет везде, даже в самом Серпухове. Многие операторы считают, что так и надо сделать. А за подлетом самолетов мы будем тогда следить по сотовым телефонам.
Надо понимать, что 3G можно развивать и в диапазоне 900 МГц, но для операторов это более затратно. С одной стороны, чем ниже диапазон, тем больше радиус соты, с другой, если у МТС и «Вымпелкома» там частот хватает, то у «Мегафона» их в 900 МГц нет.
В этом диапазоне частоты нарезаны сложно, там «чересполосица». Поэтому операторам надо работать, обмениваться частотами. Но, конечно, проще сходить к президенту и пожаловаться на Минкомсвязи и Минобороны.
. «Конечно, операторам проще ходить к президенту и жаловаться на Минобороны и Минкомсвязи», – обиженно говорит Мардер. Опытный чиновник знает, что говорит. Операторы действительно могли бы строить 3G на 900 МГц, но не хотят. Конечно, чем ниже частота, тем шире охват базовой станции, это факт общеизвестный, но в условиях московской застройки этот козырь может не сыграть. А тот факт, что емкость сетей, работающих в 900 МГц ниже



Действительно, базовых станций в диапазоне 900 МГц потребуется меньше, чем в диапазоне 1,9 – 2,1 ГГц, но при этом емкость сети будет существенно меньше.
Кроме того, при освоении диапазона 900 МГц возникают дополнительные затраты, которые связаны с проблемами электромагнитной совместимости со средствами радиовоздушной навигации.
Сегодня обсуждаются различные варианты частотных спектров для технологии LTE, и на настоящий момент трудно прогнозировать, какой из вариантов окажется наиболее перспективным. Мы прорабатываем этот вопрос по нескольким направлениям. В том числе, мы рассматриваем потенциальный рефарминг диапазонов имеющихся у нас полос радиочастот GSM 900/1800 в рамках строительства опытной зоны в Москве и Московской области.
, чем в 1,9 – 2,1 ГГц, известен ничуть не менее, и уж это досадное обстоятельство и на операторской выручке, и на качестве связи скажется наверняка. Да и к чему операторам инвестировать в бюджетные варианты сети при живой надежде на получение «высоких частот», в которых можно строить сразу и на века (или до прихода в отрасль следующего стандарта). Конечно, операторы, теряющие потенциальную столичную выручку



Московский регион имеет стратегическое значение для развития технологии 3G в масштабах всей России. Именно здесь самый высокий в стране спрос на новые услуги, самое большое число пользователей новейших устройств, самая высокая плотность корпоративных клиентов и визитеров. Поэтому «Мегафон» вкладывает в развитие столичной сети третьего поколения максимум средств и усилий. Мы начали развивать 3G в Москве одновременно с другими операторами, и уже на начальном этапе «Мегафон» лидирует в регионе по охвату и качеству новых услуг. Наша задача – быть всегда на шаг впереди, развернуть наиболее качественную сеть 3G, предложить абонентам лучшие цены и комфортное обслуживание. Главная цель «Мегафона» – лидерство по выручке среди операторов «большой тройки», а лидерство в 3G – один из инструментов достижения главной цели.
Сейчас у операторов есть разрешения на развертывание 3G в Москве (внутри зданий) и в Московской области. По нашим прогнозам, первые разрешения на обслуживание абонентов на улицах Москвы будут выданы в декабре 2009 года. Соответственно, в рамках этого сценария сигнал 3G может появиться на улицах российской столицы еще до Нового года. Мы оперативно размещаем оборудование на площадках и, получив разрешения, готовы включать новые базовые станции.
Аналитики Json & Partners оценивают объем рынка мобильного интернета в России по итогам 2009 г. в 29,3 млрд руб. Запуск сетей 3G в Москве может увеличить рост доходов по этой услуге на 30 – 40%.
, по-своему правы – если только не знать, что число сетей, согласившихся на 3G в диапазоне 900 МГц в мире исчисляется уже десятками. И это отнюдь не страны Экваториальной Африки. Учитывая нехватку частот и используя дальнобойность базовых станций, такие сети сейчас развиваются в Австрии, Англии, Германии, Испании, Португалии, Финляндии, Франции, Швейцарии. В Америке AT&T выводит свои 3G-станции в еще более низкий диапазон 850 МГц. Но по-своему прав и президент Медведев, который не стал забивать себе голову сравнительными характеристиками частотных диапазонов, а просто приказал военным ограничить «дальнобойность» радара. Как и всякому московскому владельцу iPhone 3G, ему должно быть обидно за девайс, не способный на исходе 2009 г. оправдать свое название. СТРАНА ПОБЕДИВШЕГО WIMAX Но Бог с ним, с 3G, он не вечен. В конце лета оператор Verizon в Бостоне совершил первую передачу данных в своей сети LTE (Long Term Evolution – это такой протокол передачи данных по мобильной сети), и мир вступил в эпоху «четвертого поколения». Можно размышлять, не скакнула ли Москва сразу в «четвертое поколение», миновав третье, спасибо оператору Yota. Можно думать, принадлежит ли вообще WiMAX к стандартам мобильной телефонии, но нельзя спорить, что и Yota, и WiMAX в России крупно повезло. Уже в феврале 2010 г. будут проведены четыре конкурса, где операторы разыграют диапазон 2,3 – 2,4 ГГц. Предназначен он целевым образом для сетей WiMAX. Исходя из мирового опыта, для будущего развития LTE-сетей в России может быть задействован спектр 700 – 800 МГц. Однако и тут не все гладко. Эта частотная полоса задействована в работе станций привода самолетов на аэродромы, и ее высвобождение замминистра Мардер оценивает примерно в $2 млрд. Это не такие уж большие деньги, учитывая, что один только Verizon за свои LTE-частоты в Штатах выложил $9,6 млрд. Однако ждать, что конверсия авиационных частот окажется менее проблемной, чем конверсия частот ПРО, может только беззаботный оптимист. В споре двух стандартов четвертого поколения – LTE и WiMAX – замминистра Мардер декларирует технологический нейтралитет своего ведомства. Хотя, рассказывает чиновник, в Копенгагене ему довелось сравнить WiMAX и LTE вживую, и WiMAX понравился больше. Производители мобильных телефонов нейтралитета не придерживаются, им больше нравится LTE. Во всяком случае, они понемногу отказываются от поддержки WiMAX в телефонах, оставляя его на откуп пользователям ноутбуков, что легко объяснимо: все-таки WiMAX придумывался для передачи данных, а не голоса. Чтобы LTE «догнал» WiMAX в российской столице, нужно, видимо, чтобы президент раздобыл телефон, поддерживающий этот стандарт. Тогда в предстоящей битве операторов с летчиками шансы первых будут необычайно высоки.
0

http://www.slon.ru/articles/184113/