Алексей Авдей. Фото: © Владимир Терентьев

Алексей Авдей. Фото: © Владимир Терентьев

В один московский интернет-магазин позвонил рассерженный покупатель утюга. Высоким, срывающимся на фальцет голосом он потребовал объяснений: цена техники после оформления заказа выросла на 300 рублей. Обман? Уклончивые объяснения менеджера клиента не удовлетворили, заказ был отменен. Мелкое недоразумение полугодовой давности до сих пор омрачает моложавое, словно у подростка, лицо руководителя сервиса «Яндекс.Маркет». Он вспоминает о нем как об акте дерзкого вероломства.

«Я легко бы мог их отключить, – уверяет Алексей Авдей, набивший руку на воспитании рынка. – Но не подумайте: я не использую служебное положение в личных целях».

Из своих тридцати трех лет четырнадцать Авдей работает в «Яндекс.Маркете», а последние шесть руководит этим крупнейшим в рунете агрегатором цен потребительских товаров, известным среди игроков e-commerce своим крутым нравом.

Карьеру Авдей начинал инженером по знаниям: составлял словари терминов и шлифовал спецификацию. Сервис в то время работал с 70 онлайн-магазинами электроники и довольствовался от силы 40 тысячами посещений в день. Теперь 1,7 млн человек ежедневно пользуются поиском предложений, размещенных на «Маркете», от 16 тысяч сетевых ритейлеров. Большинство торгует техникой, но есть также одежда, игрушки, товары для дома. По данным Data Insight, в России около ста магазинов ежедневно обслуживают больше тысячи заказов, и еще у двух тысяч есть не менее десяти покупателей в сутки. Стоит ли говорить, что практически все они представлены на «Маркете»?

Коммерческие успехи своего сервиса «Яндекс» держит в тайне, раскрывая только совокупные продажи компании. За прошлый год они составили 39,5 млрд рублей. Известно, что каждые девять из десяти рублей выручки поисковому гиганту приносит контекстная реклама. Как считают аналитики, в этих доходах на «Маркет» вполне может приходиться 5–6%, или около 1,7 рубля.

При таких цифрах можно не слишком церемониться с рынком, к которому «Маркет» уже который год применяет меры жесткого дисциплинарного воздействия. Магазины, бывает, отменяют заказы, нарушают заявленные сроки их выполнения и обманывают клиентов, занижая фактическую цену, как в случае с утюгом Авдея. В то же время одни магазины могут быть связаны с другими, также размещенными на сервисе. Дублирующие витрины теоретически дают защиту от всевидящего ока «Маркета»: хозяин магазина, к которому возникли вопросы у службы контроля качества, может просто перебросить бизнес на другой сайт.

«Все трюки магазинов нам наперед известны, любой, кто работает не по правилам, рано или поздно попадается», – говорит Авдей.

Далеко не всем нравится торговать под дамокловым мечом партнеров. «Блокируют мгновенно за пару пустяков, звонить с протестами бесполезно, – сетует сотрудник онлайн-магазина из первой пятерки. – У магазина убытки, а “Яндексу” все равно».

«Жалуются, но все равно продолжают с нами работать», – парирует Алексей.

К трениям с магазинами Авдею не привыкать, как и к обвинениям в монополизации рынка (вопросы на этот счет появились даже у ФАС). Традиционно магазины платили партнеру только за переход на свои сайты. Позже «Маркет» дал им право самим назначать максимальную ставку отчислений – больше платишь сервису, выше поднимаешься в выдаче. Впрочем, крупной новостью для рынка стало не это. С ноября прошлого года у пользователей появилась возможность приобретать товар и заказывать доставку прямо на «Маркете», без захода на сайт продавца. Сервис пока оставляет себе 1% от суммы оплаченного заказа, но, вероятно, ставка со временем повысится. Что будет дальше – управление собственным ассортиментом и продажи? Превращение в русский Amazon? Такая идея существует, признает глава «Яндекс.Маркета», но назвать ее рабочей он не готов: «Самому становиться магазином не так выгодно, как быть торговой площадкой для тысяч других».

Фото: © Владимир Терентьев

– Цитирую один уважаемый интернет-магазин: «Очень требовательны, придирчивы, но меньше других склонны становиться лояльными клиентами – за скидку удавятся». Знаете, о ком это?

– О студентах?

– О целевой аудитории «Маркета».