Фото: Getty Images/Fotobank.ru

Фото: Getty Images/Fotobank.ru


СРЕДА

Умеренные внутренние проблемы и сепаратизм придают стране привлекательности, которую важно вовремя монетизировать

Тяжелое это дело Родину продавать. Национальный брендинг – это развивающаяся отрасль социальных и политических наук, которая измеряет, моделирует и помогает управлять репутацией страны. Самый известный и уважаемый в мире рейтинг стран как брендов составляется международным консалтинговым агентством Future Brand. Это интегральный показатель, который позволяет оценить, насколько в мире ценится страна, ее культура, промышленность, экономическое и социальное устройство. Чтобы его рассчитать, авторы опрашивают 3600 человек из 18 стран, которые путешествуют по делам или для отдыха.

Список десятки лидеров меняется редко: Швейцария, Канада, Япония, Швеция, Новая Зеландия, Австралия, Германия, США, Финляндия, Норвегия. Да и все прочие места занимают традиционные туристические направления вроде Нидерландов и Маврикия. Однако иногда привычный порядок нарушают разные возмутители спокойствия – страны или регионы, которые попадают в новости. Стоит Шотландии, Каталонии или Украине привлечь внимание мировых СМИ, бренды этих стран немедленно вырастают в цене. «Каковы бы ни были результаты референдума, победила на них Шотландия как бренд», – пишет Bloomberg Businessweek.

За годы, что шло обсуждение отсоединения, экспорт скотча вырос на 20%. Зарубежный прокат шотландского кино стал расширяться. Количество иностранных студентов, приезжающих в Шотландию, выросло вдвое с 2009 года.

То же самое происходит сейчас с Каталонией. Не проходит и дня, чтобы американские газеты не писали об автономном округе Испании, его туристических достопримечательностях и кухне. Учитывая, что Конституционный суд Испании отложил референдум на неопределенный срок, сторонники сепаратизма будут продолжать страдать и бороться, а экономика страны получит бонус в виде дополнительного интереса туристов и экспорта вин.

Тут главное – не перестараться с новостями и правильно монетизировать международное внимание. Тот же Крым прославился на весь мир весной этого года. Некоторые западные медиа рассказывали об историческом контексте, этнографии и культуре. Однако туристов там не прибавилось (скорее наоборот), экспорт местных товаров тоже только упал. Примерно то же самое пока происходит с Украиной. Если бы референдум в Крыму прошел по международным правилам, а война на Украине не была такой кровавой и затяжной, медийный интерес можно было бы конвертировать в туризм и иностранные инвестиции. Впрочем, этот поезд еще не ушел, его всегда можно развернуть и начать развитие государственных брендов, для этого нужно всего ничего: чтобы прагматизм и здравый смысл возобладали.

РАБОТА


Никакие меры повышения производительности труда не помогут, если у работника не развит самоконтроль

Существуют тысячи советов опытных менеджеров и предпринимателей, как работать меньше и качественнее, а жить полно и счастливо. Только все они бесполезны, если человек не способен развить одно-единствнное качество: самоконтроль. К таким выводам независимо друг от друга пришли экономисты Гарвардского и Колумбийского университетов во главе с профессором Сендхил Муллайнатан, которые пытались понять, как повысить продуктивность рабочих больших промышленных предприятий.

В течение года ученые наблюдали за изменениями в поведении клерков на одном из предприятий в Индии, в чьи задачи входит вносить записи учета в таблицу данных. Работники получали сдельную оплату – по две рупии за запись, таким образом, их зарплата напрямую зависела от сделанного объема.

Экономисты предложили другую схему работы: если сотрудники сами себе ставят цель, например пять или десять тысяч записей в день, и выполняют ее, то получают, соответственно, 10 тысяч или 20 тысяч рупий (те же 2 рупии за запись). Если цель на день не выполнена, то стоимость одной записи сокращается вдвое. Участники эксперимента либо получали за запись как обычно, либо вдвое меньше, но никак не больше. То есть новая схема была построена не на материальной мотивации.

Неожиданно вскоре многие предпочли именно экспериментальный вариант с фиксированной оплатой и заданным количеством записей в день. Работники быстро заметили, что строгие правила повышали самодисциплину и, как следствие, продуктивность, а вместе с ней и заработок. Продуктивность – задача для психологов, а не экономистов или бизнес-консультантов.

Муллайнатан указывает, что основы явления самоконтроля – недооцененная и недоисследованная область психологии. Изучение природы наличия самоконтроля у человека и оптимизация механизмов его существования в результате поможет повысить продуктивность работников в разы.

Наличие современного компьютера, быстрого интернета, комфортного офиса в красивом месте и бесплатные обеды, как в Google, окажутся бесполезными, если сотрудник ленится по утрам заправлять свою постель.

Как определить уровень собственного самоконтроля и развить его?