о правовой помощи гражданам:
Я – единственный в стране человек, который возглавляет государственное юридическое бюро с самого начала эксперимента, то есть с 2006 года. Если подводить какие-то предварительные итоги деятельности нашего бюро, то могу сказать, что за четыре года оно обслужило больше 15 000 граждан. Много это или мало? Пока все это находится в стадии эксперимента (он продлится до тех пор, пока пресловутый федеральный закон не будет принят), штат бюро в каждом субъекте составляет 15 человек. (То есть всего на 10 экспериментальных субъектов приходится 150 человек.) Для сравнения скажу, что 1500 адвокатов, включенных в реестр Волгоградской области, обслужили на бесплатной основе 600 человек. Ведь наши адвокаты за бесплатные дела практически не берутся. Уже исходя из этого, могу сказать, что в нашем регионе эксперимент прошел более чем удачно.
Может ли эта система успешно заработать по всей стране? Сложный вопрос. Закон будет принят только тогда, когда под него будут деньги. Распространение этого эксперимента на всю страну потребует очень серьезных финансовых затрат. Создание такой структуры, как юридическое бюро, в каждом субъекте потребует (в зависимости от региона, часового пояса, географического положения) от 5 до 10 млн рублей. А сейчас все пеняют на кризис, поэтому сказать, когда именно будет принят закон, сейчас невозможно. Иначе говоря, иных препятствий, кроме финансовых, я не вижу.
Насколько широки те слои населения, которые могут воспользоваться бесплатной юридической помощью? На данном этапе это ветераны, пенсионеры, инвалиды и лица, признанные малоимущими, то есть те, у кого уровень ежемесячного дохода меньше установленного в конкретном регионе прожиточного минимума. Эта цифра меняется каждый квартал. Сейчас она для нашего региона составляет 4600 рублей. По данным волгоградской областной статистики на начало текущего года эти люди составляли 13% населения области, то есть порядка 300 000 человек. Достаточно много. Справиться с таким потоком, конечно, трудно – особенно в этом году, когда количество обращающихся выросло почти вдвое по сравнению с предыдущим годом.
Мы единственная организация, обеспечивающая равный доступ к правосудию тем гражданам, которые его никогда не имели. Хотя такое право прописано в Конституции, любой человек знает, что если малограмотная бабушка будет судиться с тем, кто может позволить себе адвоката, она не выиграет суд. А такая бабушка (если несколько утрировать) – это и есть наш клиент, потому что она никогда не сможет нанять себе адвоката. Ведь только за устную консультацию адвокаты берут 1000 рублей. Оценивая квалификацию адвокатов нашего бюро, я скажу вам, что 99% дел мы выигрываем.
Если говорить о характере дел, которыми мы преимущественно занимаемся, то это самые простые житейские дела – семейные, жилищные, алиментные, пенсионные и пр. споры. То есть то, с чем люди сталкиваются постоянно. Нередко причиной обращений бывают конфликты с государственными органами. У нас самый большой процент дел – приватизация комнат в общежитиях.
Я читал статьи некоторых адвокатов, которые утверждают, что мы как госорган не можем эффективно судиться с государственными структурами. Это неправильно. Мы выигрываем дела с государством – мы отменили два акта органов местного самоуправления.