Сегодня РЖД заявило, что со следующего года хочет поднять тарифы на проезд в полтора раза, а также увеличить штрафы для безбилетников. В части штрафов они абсолютно правы. И поднимать штрафы со 100 руб. надо хотя бы до 1000. Ведь, к сожалению, не платит за билеты огромное число людей. И это не инвалиды, а здоровые мужики, которые прыгают через пути и бегают по вагонам. Повышение штрафов в разы могло бы решить проблему даже несмотря на то, что они часто оседают в карманах контролеров. Если штраф поднять до 3000, то вырастут и отступные контролеру. Он будет брать себе 1000, то есть нарушитель все равно окажется в большом экономическом проигрыше. Второй раз нарушать уже не захочется. Что же касается разговоров о повышении тарифов, то тут надо понять, что сегодняшнее заявление – это не попытка предупредить пассажиров. РЖД даже мечтать не может о том, чтобы со следующего года тарифы выросли в 1,5 раза. Никто не допустит этого: ни общество по защите прав потребителей, ни чиновники. В условиях, когда у людей не выросли доходы, столь существенное повышение тарифов невозможно. Сейчас разговоры о повышении тарифов на 51% – это попытка сказать Лужкову или Громову, что РЖД нужны компенсации. Ведь если поднять плату за проезд, то люди на улицу выйдут. Это заявление – шантаж. Это провокация, и московские и подмосковные власти на нее купятся. Ведь главное, чтобы в стране было стабильно и спокойно. РЖД – хороший игрок, который понимает: чиновники сделают все, чтобы сохранить спокойствие. До реальных действий дело не дойдет, потому что все помнят неуклюжее повышение стоимости проезда в начале года. Тогда неуклюжее деление по зонам привело к тому, что проезд из Люберец в Москву подорожал почти в два раза. И все помнят, чем это дело закончилось: РЖД пришлось отменять свое же решение. Во всей этой ситуации угнетает то, что РЖД – это островок без реформ. Они могут попросить повышения платы на 50% или 300%. При этом ничего не меняется. Конкуренции нет. Единственное, что может изменить ситуацию, – это конкуренция с автотранспортом, где это возможно. Иначе аппетиты РЖД останутся, а работа будет столь же неэффективной. Сейчас автобусам и маршруткам конкурировать с электричками довольно сложно: автобусы на въезде в Москву стоят в пробках, а электрички едут набитые битком, зато по расписанию. Чиновники могли бы ответить на это не финансированием РЖД, а развитием сообщения в черте города, между Москвой и Московской областью. Там, где это возможно, выделять отдельные полосы для автобусов и микроавтобусов. Это был бы нормальный ответ чиновников, которых пытаются шантажировать. Если у людей будет альтернативный вид транспорта, который не стоит часами в пробках, то они в большинстве случаев пересядут с электричек. И только тогда будет возможен какой-то прогресс.