об инвестициях в России:
Экономика Москвы четко отражает тенденции, которые были в экономике России. Бурный рост, динамичный, основанный исключительно на экспортной модели. Конечно, московский валовой региональный продукт увеличился на 140%. Москва входит в 10 ведущих мегаполисов мира. Кризис привел к вполне предсказуемым последствиям. Фондовый, облигационный рынок – функция цены на энергетические ресурсы. Там идеальная корреляция.
Бюджетные доходы упали, в текущем году сокращение доходов составит 25%.
В 2007 году при почти таком же уровне доходов жизнь казалась прекрасной. Доходы тогда составляли 956,2 млрд руб. В этом году такие же доходы вызывают массу неприятных вопросов. Расходы не сократились. На местные органы власти возложена социальная стабильность в регионе. ЖКХ, отопление и т.д., – все должно оплачиваться из местных бюджетов. За счет чего это финансировать?
Ответ простой. Сокращение идет за счет программ дорожного строительства, жилищного строительства. Чем это компенсировать? За счет долга. Рынок парализован, закрыт, кроме нескольких эмитентов, рынок слабо предсказуем. ЦБ пошел на стабилизацию макроэкономической ситуации за счет повышения процентных ставок. Необходимо было остановить отток капитала. Я уже упоминал керри-трейд. Но это не только иностранцы и наши кери-трейдеры действуют таким образом. Я никого не виню. Экономика – вещь нейтральная и беспощадная в своей нейтральности.
На 17 ноября наш долг составляет 232,3 млрд руб., 96% структуры долга – рыночный долг: еврозаймы и рублевый долг. Бюджетные заимствования крайне незначительные – менее 3%. За 9 месяцев облигационный долг вырос на 190 млрд руб. Сначала программа заимствования была запланирована очень большой на этот год. В данный момент для выполнения программы нам надо выпустить долг на 20 млрд руб., но, по всей видимости, мы не будем этого делать.
В 2009 году долг по отношению к доходам 2008 года составлял 9%. У нас была хорошая подушка. Мы откупили целый ряд облигационных выпусков, погашаемых в 2008 годы, также часть выпусков мы свопировали. Значительная часть погашения этих выпусков приходилась на вторую половину 2007 и 2008 годов. Мы провели всю подготовительную работу и создали структуру проведения операций РЕПО с нашими облигациями.
Конечно, мы не могли конкурировать с ломбардным окном ЦБ, но в рынке РЕПО участвовали. 2008 году чувствовалось нарастание кризиса. Когда наступил коллапс кредитного рынка на Западе, и он закрылся для российских эмитентов, мы поняли: кризис на пороге. Поэтому всю программу заимствований на 2008 год мы завершили к июню 2008 года. От аукциона к аукциону нам приходилось платить все большую доходность. Средневзвешенная ставка – 7,7% годовых. Нам удалось привлечь 27,7 млрд руб. в прошлом году.
Расходы на погашение и обслуживание долга составляли незначительный цифры. В 2008 году Москва по размеру бюджетных доходов стала третьим или даже вторым городом мира после Токио. Показатели Нью-Йорка я еще не видел.
О рыночной ситуации Константин Николаевич [Корищенко, президент ММВБ] уже говорил. В такой ситуации произошел полный пересмотр отношения к кредитному риску, как у российских, так и у западных инвесторов. Сейчас более 90% наших облигаций находится у российских банков.
В последний год мы предпринимали титанические усилия, чтобы наши облигации входили в список А ММВБ, чтобы их могли приобретать пенсионные фонды. Но слабы наши институциональные инвесторы. Львиная доля нашего долга находится на балансах банков. На долю Сбербанка приходится 60% всех наших облигаций, размещенных на рынке.
Кризис уравнял нас с такими фишками, как РЖД. Мы имеем такую же доходность или даже повыше. Колоссальный всплеск доходности наших облигаций связан не с тем, что Москва утратила привлекательность для иностранных инвесторов, а с плачевным положением иностранных инвесторов, которые попали на маржин колл, и были вынуждены продавать наши облигации. Мы получали конфиденциальные предложения выкупить свои облигации, но отказались.
В этом году объемы выпусков не превышали 15 млрд руб. Мы пытались выпускать облигации сроком обращения 3 года, 5, 10, 15 лет. А начинали в январе – феврале со срока 1 год. В 2010 и 2011 гг. мы будем придерживаться такой же тактики. Мы готовимся к ситуации, когда рынок вообще будет закрыт, когда не будет возможности даже рефинансировать долг. Такая ситуация нам знакома.
Сумма нашего долга, если мы закроем хвостик нашей программы заимствования, составит 266 млрд руб. Расходы на обслуживание долга – чуть выше 15%, которые предписывает Бюджетный кодекс. Долговая нагрузка остается вполне приемлемой. Рейтинг учитывает это. Рейтинговые агентства активно наблюдали за нашими заимствованиями. Но пришли к выводу, что такое увеличение долга не несет большого риска. Это единственный регион, который сохранил свой рейтинг неизменным.
Кризис пройден. Но за счет чудовищной накачки деньгами мировой финансовой системы. Наши власти точно так же выпустили огромный объем ликвидности. Но у нас это не произошло просто за счет госдолга, и это хорошо, это делалось за счет резервов и открытия ломбардного окна ЦБ, активного проведения беззалоговых аукционов. Задача была решена. Мы имеем преимущество перед США, Европой и Японией в том, что госдолг на эти цели не использовался. У нас раздаются стенания, что это не привело к оживлению кредитования. То же самое произошло во всем мире. И реальный сектор и потребительский не стремятся брать кредиты. У потребителей проблемы с работой.
Огромное количество корпоративного долга откуплено центральными банками, огромный объем ликвидности идет не на поддержание экономики. Китайцы строят порты, аэропорты, шоссе за счет госденег. Рост спроса на китайский экспорт оставляет желать лучшего.
Каждый пятый доллар из американских денег, который пошел в банковский сектор, пошел в нефтяные фьючерсы. Вот почему цена на нефть не соответствует спросу и предложению. Американским законодателям это надоело, сейчас они вводят ограничения на операции на товарные фьючерсы. Там будет меньше спекулятивных денег, спрос на контракты будет меньше. Страдать будут производители нефти, цена которой привязана к нефтяным фьючерсам. Но Саудовская Аравия отказалась от такой привязки. Если саудовские контракты уйдут, понятны последствия для этого рынка. В этом плане цена на нефть остается под вопросом.
Наш внутренний долговой рынок бурно развивался в этот год за счет того, что был закрыт внешний рынок. Большая проблема – уровень корпоративных дефолтов по облигациям с офертами. По ним начались дефолты. Я противник таких операций, но не потому, что я такой умный. У нас были такие операции, но переговоры с инвесторами потом – очень тяжелое дело. Мы в следующем году планируем выйти на рынок с выпуском с плавающей ставкой, которая не поставит нас под угрозу выхода индикатора из-под контроля, как было с «Моспрайм».
У нас тут был диалог с Минфином. Я поставил вопрос, почему из хорошего законопроекта о собрании облигационеров были исключены регионы. Получил невразумительный ответ, что нам это не надо. Нам это нужно. Рынок корпоративного долга движется в нормальном режиме к повышению стандартов и приближения к стандартам западных рынков. Рынок госдолга стагнирует. Бюджетный кодекс об управлении долгом вообще не говорит ничего. Не хочется чтобы наш рынок начал по режиму регулирования уступать нашему же рынку корпоративных облигаций. Ссылки на кредитоспособность некорректны. Если у вас нету долга – дефолты вам не страшны. Но надо понимать, как мы будем регулировать долги, если эмитент не заплатит. Пойдем в суды или сядем за стол переговоров, потому что по исполнительному листу ничего не получишь. Что касается закона об эмиссии муниципальных бумаг, Белла Ильинична [Златкис, зампред правления Сбербанка и бывший замминистра финансов] сказала, что там надо что-то поменять. Я со своей стороны скажу, что его надо переписать.
(Выступление на VI Федеральном инвестиционном форуме)