Google сделал свой сервис IP-телефонии доступным через онлайн-интерфейсы Google Mail, iGoogle или orkut. От большинства конкурентов сервис отличается только доступностью через web-интерфейсы, что расширяет возможности использования из интернет-кафе и с других публичных компьютеров. Правда, для работы этой системы на компьютер все же нужно установить программу-клиент, но это, скорее, «драйвер», отвечающий за использование периферии компьютера, все пользовательские настройки (включая логин и пароль) хранятся в онлайне и не остаются на локальной машине недоступны. Заметим, что эти возможности не уникальны, а у некоторых сервисов даже реализованы лучше. Например, Mail.ru предоставляет своим абонентам возможность говорить «через браузер», не ставя на локальный компьютер каких-либо программ вообще. Платными будут исходящие вызовы на стационарные и мобильные телефоны. Звонки с компьютера на компьютер, разумеется, бесплатны. Возможность пополнить счет на сервисе отсутствует, что указывает на огромную спешку при внедрении; Google обещает добавить ее «в течение нескольких недель». Обещано, что до конца года будут бесплатны звонки на телефоны США и Канады, – но, судя по всему, только с компьютеров, установленных в этом регионе. Google заявляет о намерениях с помощью нового сервиса потеснить «монополию» Skype. Но, во-первых, Google несколько опоздал с внедрением IP-телефонии, и «монополии» Skype не существует, причем довольно давно. Хотя этот сервис, безусловно, – лидер на рынке VoIP-услуг, у него множество конкурентов. Практически во всех сервисах мгновенных сообщений, от ICQ до «Агента@Mail.ru», есть голосовые чаты. (Правда, в отличие от текстовых возможностей, они доступны пользователям оригинальных клиентов). Во-вторых, совершенно неясно, как именно портал будет конкурировать со Skype, ведь у сервиса Google нет никаких пользовательских преимуществ перед большинством сервисов IP-телефонии. Поэтому и непонятно, что может заставить пользователей других систем голосового общения в массовом порядке переходить на Google Voice. А вот у Skype преимущества есть. Начнем с того, что Skype обладает огромной – 560 млн! – аудиторией пользователей, которым и без «гуглофона» доступны бесплатные голосовые и видеоконференции. Под Skype «заточен» целый ряд аппаратных решений; например, есть целый ряд «трубок» – по сути, «тонких клиентов» для Skype-телефонии. Skype не привязан к портальным, IM- или почтовым сервисам, что при такой распространенности – преимущество для VoIP-системы. Наконец, сервисы Skype более совершенны (например, есть автоответчик). Расценки на звонки абонентам традиционных телефонов у Google сравнимы с тарифами SkypeOut. Разумеется, новый сервис займет часть трафика VoIP, но на значимый передел этого сегмента глобального рынка рассчитывать не приходится. Внедрение нового сервиса, скорее, порадует и повысит лояльность активных пользователей интернет-сервисов Google (Goolge Mail, Google Talk, Google Docs и т.д.). Кроме того, после провала проекта Google Wave порталу просто необходимо довольно оперативно запустить новый массовый сервис, чтобы упрочить свое пошатнувшееся реноме (может быть, отсюда и спешка с запуском телефонии без платежной системы?). В масштабе всего рынка телекоммуникаций появление нового сервиса у Google, конечно, поможет популяризации IP-телефонии. Эти сервисы уменьшают доходы традиционных телефонных компаний, поэтому во всем мире распространение IP-телефонии вынуждает традиционных операторов снижать тарифы (прежде всего, дальнюю связь) и повышать качество передачи голоса. Россия, правда, идет «другим путем», наиболее выразительный пример – прошлогодняя попытка лоббирования через Российский союз промышленников и предпринимателей ряда поправок в законодательство, ограничивающих распространение и использование VoIP-сервисов. Судьба «гуглофона» в России мало чем будет отличаться от мировой. Лидерами VoIP-сервисов останутся практически поделившие рынок и успешно монетизировавшиеся Skype и «Агент@Mail.ru»: как и во многих других областях хай-тека на нашем рынке у мирового лидера есть мощный локальный конкурент. Участь телефонии Google – быть среди «прочих» более мелких аналогичных сервисов, как глобальных, так и локальных, например, SIPnet.