Компания Googleведет переговоры с ведущими киностудиями Голливуда о запуске услуги платного показа фильмов в режиме потокового видео на видеохостинге YouTube. Ожидается, что онлайн-кинотеатр Google появится к концу 2010 года. Первый шаг в этом направлении компания сделала несколько дней назад, запустив на видеопортале раздел с бесплатными фильмами. Судя по комментариям, переговоры по этому поводу шли давно, но летом их интенсифицировали. Торопятся и Google, и киностудии. Интернет-гиганту важно застолбить себе место на сетевом рынке «домашнего кинотеатра» (pay-per-view; PPV), где уже активно развернулись другие игроки. Цифровой видеоконтент через свой iTunes продает Apple. А совсем недавно услугу домашнего онлайн-кинотеатра запустила компания видеопроката Netflix. Студии же надеются, что PPV-проекты смогут компенсировать неудержимо падающие продажи DVD. В этой истории интересно не то, как и когда, в результате, Google договорится с кинопроизводителями. Ясно, что обе стороны заинтересованы как можно скорее приступить к окучиванию созревающего рынка. Кто еще выйдет сюда, тоже уже не так важно. Пул PPV-посредников Голливуда в интернете фактически сформирован. Конечно, появятся нишевые кинопорталы – артхаусные, документальные, специализированные. Часть спроса заберет на себя портал Hulu и его последователи со своими телевизионными сериальными базами. Так или иначе, следующий год будет первым годом полноценной, а не экспериментальной, работы конкурентного кинорынка в интернете. Интереснее, как будет происходить конкуренция онлайн-кинотеатров. Какие инструменты конкурентной борьбы есть у интернет-компаний? Аналогии с рынком традиционного кинопроката тут работают не до конца. Хотя вопрос в сторону неизбежен: если вдруг представить себе, что интернет-компании будут получать фильмы в день их премьеры, станет ли, например, будущий онлайн-кинотеатр YouTube конкурентом крупнейшей сети кинотеатров США Regal Theaters? Американские аналитики склонны утверждать: нет, не станет. Поход в кино и домашний онлайн-кинотеатр – разные досуговые практики и заметного изменения в поведении потребителей с появлением сильных онлайн-предложений не произойдет. Зато PPV-проекты в интернете способны стимулировать интерес к сетевым просмотрам у той инертной аудитории, которая еще не освоила пиратские базы кинофильмов и ожидала, что называется, «встроенного» предложения. YouТube – как раз классический пример такого «встроенного» варианта: будучи частью империи Google, он воспринимается значительной частью пользователей как обязательный интернет-сервис (практически, ассоциируется с интернетом), которым грех не воспользоваться. Даже, возможно, за деньги. Будем исходить из оптимистичного сценария. Предположим, что надежды интернет-компаний и киностудий оправданны: спрос на платное кино в сети есть, и немаленький. Предположим также, что многострадальная кинокомпания MGMвсе-таки выпустит очередной фильм о Джеймсе Бонде. Договоры с MGM уже есть и у Youtube, и у Netflix, и у Apple, и Hulu. Часть фильмов по отдельным договорам будет попадать в эксклюзивные пакеты онлайн-прокатчиков, но почти на 80% кинопродукции кинокомпаний они будут иметь равные права. Как средний американский пользователь Сэм, который захочет посмотреть свежую серию «бондиады» и у которого в электронном кошельке лежит $50 на онлайн-расходы, будет делать выбор между сетевыми кинотеатрами? Критерий первый – оперативность появления фильма в платном доступе. По предварительной информации, фильмы на YouTube будут размещаться одновременно с релизами на DVD. Аналогичная история с iTunes. Netflix будет транслировать новинки через 90 дней после премьеры на кабельном канале Epix, то есть на две недели позже, чем они вышли на дисках. Насколько серьезен лаг в две недели? На этой стадии продажи кинопродукции – совсем несерьезен. Двухнедельная задержка убийственна для традиционного кинопроката, но на стадии послепремьерной жизни киноновинки – незаметна: потребитель и так знает, что фильм неизбежно, рано или поздно, появится на платных и бесплатных телеканалах. Потребительский ажиотаж минимален. Более того, договоры о сроках релизов, конечно же, будут пересматриваться, и нет сомнений, что Netflix добьется равных с конкурентами условий. Второй критерий – цена. Здесь правят бал «5 баксов». На YouTube стоимость просмотра фильмов, выходящих одновременно с релизами на DVD, будет составлять в среднем $5. На iTunes «рент»-фильм доступен по цене от $3.99 до $4.99. Более того, Apple периодически проводит акцию «Купи фильм недели за 5 баксов». У Netflix прокатная система подписки: фильм можно «арендовать» за $5,5 или же вообще получить месячный доступ к архиву, который будет стоить от $9,90. И здесь, как видно, разница не велика. Третий критерий – качество, сервис и интерфейс. Все игроки – не новички интернет-рынка. Фильмы у всех будут в формате HD, над юзабилити будут работать профессионалы, с пропускной способностью каналов ни у кого из перечисленных игроков проблем не может быть в принципе. Очевидное преимущество будет у YouTube: к его интерфейсу средний пользователь давно привык, и он воспринимается как массовый сервис. Но Hulu тоже пугали непобедимым YouTube. А сейчас видеопортал американских телеканалов выходит на IPO, претендуя на оценку в более чем $2 млрд. Как Сэму сделать выбор? Здесь не выберешь просто ближайший кинотеатр рядом с домом, как мы это часто делаем, когда отправляемся в кино. Этот универсальный критерий в сети не работает. На самом деле, строителям новых кинопорталов уже сейчас нужно думать о том, что именно они предложат своим потенциальным пользователям помимо большого набора фильмов в качественном разрешении и ценовых предложений. В традиционном кинотеатре вам всегда предложат пиво и попкорн. В некоторых кинотеатрах выбор пива разнообразнее, а попкорн – лучше. Осталось придумать, что такое попкорн в интернет-модели.