Microsoft собирается потратить как минимум $400 млн на продвижение Windows Phone 7. Это удивляет, особенно если учесть, что маркетинговая активность корпорации была направлена на продвижение флагманских продуктов – прежде всего, Windows и Office, – а также на антипиратскую деятельность. Вряд ли кто-нибудь из читателей вспомнит пример активной рекламы решений компании для смартфонов. Приведет ли это к значительным изменениям на рынке смартфонов? Вовсе необязательно.
Дело в том, что корпорации, по сути, придется заняться реанимацией этой мобильной платформы. Сегодня Windows Mobile установлена лишь на каждом двадцатом продаваемом смартфоне – полный провал для Microsoft, платформа которой некогда господствовала на этом рынке. За год доля устройств на Windows Moblie сократилась почти вдвое – с 9,3% до 5%. И это при взрывном росте рынка смартфонов! Многие эксперты отмечают, что речь идет даже не о реанимации, а о «реинкарнации», то есть Microsoft просто надо начать жизнь с чистого листа». По сути, вывод Windows Phone 7 – это старт-ап. И если вспомнить высочайшую конкуренцию на рынке, то цифра в $400 млн на продвижение платформы уже не поражает воображение; более того, ее может и не хватить.
Девятизначные маркетинговые бюджеты – не в новинку индустрии мобильных устройств. В частности, стомиллионный бюджет был у кампании Motorola при продвижении ее моделей на платформе Android. Освоение этого бюджета вывело Droid в топ продаж «андроидфонов». Будет ли достаточно вчетверо большей суммы для достижения сравнимого успеха? Вряд ли. Motorola вкладывала деньги в продвижение устройства на платформе, находящейся на пике популярности, а Microsoft придется тратить деньги на платформу, находящуюся в глубочайшем кризисе. К тому же устройства на платформе Windows 7 Phone будут конкурировать и с Droid, на продвижение которого была потрачена сравнимая сумма, и с буквально «наступающим на пятки» ему семейством моделей HTC, и с Samsung Galaxy, не говоря уже об Apple iPhone, рыночная доля которого превосходит все перечисленные модели.
Бренд Microsoft – тоже не гарантия успеха проекта. Например, продаваемые под этой маркой мобильные телефоны Kin полностью провалились.
Что касается поддержки индустрии и разработчиков, то тут Microsoft, как всегда, на высоте, хотя некоторые лидеры рынка – например, Hewlett-Packard – уже отказались от мобильной «семерки». Но и эта поддержка не гарантирует успеха. Необходим еще и «пятый элемент» – сам продукт, удобный и востребованный рынком. А учитывая драматическое отставание Windows Mobile от конкурентов – еще и весьма инновационный, яркий, нестандартный. Отсутствие значимых инноваций в новой версии платформы рынок может простить платформе-лидеру (и то лишь некоторое время), но для отстающей платформы это – гибель. Так в свое время погибла Palm OS, некогда господствовавшая на рынке карманных компьютеров, но затем потесненная Microsoft. Сейчас в таком же положении оказалась сама Microsoft.
Корпорация привыкла продвигать продукты «целиком», не фокусируясь на отдельных возможностях (даже весьма инновационных). Так Microsoft поступала с Windows и Office, вероятно, так же будет поступать и с Windows 7 Mobile. И здесь это явно к лучшему, ибо обещанные Microsoft нововведения для «семерки» вызывают некоторую оторопь: отсутствие многозадачности в ее прежнем понимании и поддержки Adobe Flash; тесная интеграция с не самым популярным поисковым сервисом Bing (для него корпорация требует на всех устройствах отдельную аппаратную кнопку!); неоднозначное сочетание поддержки файлов Office и онлайновых сервисов X-Box; медийная составляющая, напоминающая не самый успешный плеер Zune. Все это не предвещает новинке особого успеха. Кроме того, Windows 7 Phone несовместима с приложениями для Windows Mobile, то есть на момент запуска платформа будет проигрывать конкурентам, для которых написаны тысячи и тысячи приложений.
Возможно, что к моменту выхода мобильной «семерки» в ней будет реализовано нечто, способное поразить пользователей и потрясти рынок, но пока об этом неизвестно. Живых «ярлычков» на рабочем столе смартфона, обещанных Microsoft, для такой задачи явно недостаточно.
И провал Windows 7 Mobile – если он действительно случится, – с высокой вероятностью будет для «редмондского гиганта» последней ошибкой на рынке мобильных устройств: корпорация будет вынуждена его покинуть. Если же пользователи все же воспримут Windows 7 Mobile как удачное решение, то для заметного увеличения доли на рынке потребуется значительное время и затраты на маркетинг, заметно превышающие начальные $400 млн.