Одновременно на российском рынке появились две модели ридеров, «ассоциированных» с магазинами по продаже электронных книг: Ozon.ru предлагает модель Ozon Galaxy, iMobilco.ru – «айЧиталка». Очевидно, что оба вдохновились успехом Kindle – ничем не примечательной «читалки», лидирующей на мировом рынке ридеров только потому, что ее продвигает Amazon. Станут ли новинки «зажигалочками» (слово «Kindle» можно перевести именно так) для российского рынка ридеров? Вряд ли. Хотя новый тренд они уже обозначили. «Ассоциированность» ридера с интернет-магазином – настолько очевидный маркетинговый ход, что остается лишь недоумевать: почему он реализован только сейчас? И если iMobilco в какой-то мере реализовал его еще в позапрошлом году, создав ассоциированный с собственным сайтом софтверный ридер для iPhone, то чего ждал «Озон», который давно и тщательно – начиная с названия – локализует основные маркетинговые ходы Amazon, остается только догадываться. В техническом плане обе модели достаточно тривиальны. Galaxy интересен сенсорным экраном и поддержкой интернет-доступа, но это не ново; и судя по техническим характеристикам, это просто переименованная модель ридера Boox 60 производства китайской компании Onyx International. А у «айЧиталки» основная особенность – отсутствие особенностей. Разумеется, ридеры позволяют грузить книги из других источников: в Рунете много других е-книжных магазинов, большинство пользователей уже накопили некоторое количество е-книг в своих личных библиотеках на накопителях своих компьютеров, кроме того, есть множество пиратских сайтов с книгами. Поэтому «ассоциированность» новинок с интернет-магазинами – достаточно условная. Куда более важной для рынка особенностью может быть достаточно низкая цена новых ридеров. У «айЧиталки» это 5999 рублей, практически рекорд для российского рынка; ближайшие конкуренты – Sony RS-300, Lbook V5, «Азбука» N-516 – обойдутся на 300–800 рублей дороже. Ozon Galaxy предлагают по цене 9999 рублей, правда, на сайте указано, что это «цена первых 100 предзаказанных устройств». Сколько будет стоить ридер дальше, неизвестно. «Оригинал», Boox 60, на том же «Озоне» стоит 12 890 руб. Впрочем, если Galaxy будет стоить не сильно дороже 10 000, все же это будет неплохое предложение в сегменте моделей с выходом в интернет. Amazon Kindle 2 стоит в России почти на полторы тысячи меньше, но привязка этой модели с Amazon для большинства российских пользователей неактуальна. Другие модели ридеров с сенсорными экранами и возможностью интернет-доступа обойдутся в 11 500 – 12 000 рублей. Продажи обеих моделей начаты в интернет-магазинах, о развитии дилерской сети пока ничего не сообщается. Бонусов от магазина пользователям новых «читалок» пока не предусмотрено, даже скидок нет (что несколько удивительно). Но Galaxy поддерживает МТС – ридер, поставляя пользователям этой модели sim-карту со спецтарифом (в котором, в частности, трафик с ресурсом Ozon.ru полностью бесплатный); кроме того, компания планирует продавать «читалку» в своих салонах по всей стране. Повторят ли новинки успех Kindle? Только отчасти. Для пользователя, впервые покупающего ридер, «ассоциированность» с магазином по продаже е-книг и, возможно, упрощенный доступ к его ресурсам будет неким мотивирующим фактором в пользу выбора «магазинной модели». Но мотивация эта не станет определяющей и уж точно не заставит кого-либо сменить имеющийся ридер на предлагаемый магазином. Сами модели, как уже говорилось, довольно тривиальны. И если Kindle появился на рынке в начале ридерного бума, который все российские магазины е-книг дружно проспали, то «магазинным моделям» нужно пробиваться на плотный рынок, где тесно даже известным производителям. Наконец, и «Озон», и «айЧиталка» в сегменте электронных книг вовсе не доминируют, им никак не сравниться с гегемонией Amazon на американском рынке, позволяющей вывести ридер в топы продаж. Эльдар Муртазин из Mobile Research Group предрекает Galaxy мизерные объемы продаж – 10 000 (всего на российском рынке, как ожидается, в этом году будет продано 500 000 ридеров). На мой взгляд, популярность новых ридеров будет больше, и их общий объем продаж может достичь 40 000 – 50 000 – из-за своих «вкусных» цен, а Galaxy – еще и из-за доступности через огромную сеть салонов МТС. Для магазинов электронных книг ридеры – скорее имиджевый проект. Конечно, пользователи таких ридеров будут покупать несколько больше книг, но прирост вряд ли будет значительным. Но можно рассматривать продажи ридеров магазинами как дополнительный источник дохода – они вряд ли будут продавать их себе в убыток. Нестандартный ход в истории с «магазинными» ридерами – участие операторов сотовой связи. Операторы все активнее внедряют новые товары (например, МТС начала продажи навигаторов с сотовыми модулями через свои салоны), и поэтому появление там еще и ридеров находится «в тренде». Но еще более выразителен другой тренд, который можно назвать «Web 2.0 наоборот»: операторы предоставляют бесплатный для пользователей трафик некоторых сервисов, получая за этот трафик оплату с этих сервисов. Так они способствуют увеличению мобильного трафика, не тратясь на маркетинг. МТС, предлагающая бесплатный трафик владельцам Galaxy для Ozon, недавно объявила о бесплатном трафике для мобильных пользователей «ВКонтакте» и FaceBook. Аналогично действует «МегаФон»: с лета он обеспечивает бесплатный мобильный доступ к «Яндекс.картам», а также много раньше МТС начал предоставлять бесплатный доступ к FaceBook. Не отстает и «Билайн»: например, он также задействован в 0.facebook.com. Поэтому неудивительно, что «МегаФон» также работает над аналогичным «ридерским» проектом, а «Билайн» проявляет к этому направлению интерес. Похоже, уже к весне на российском рынке будут конкурировать три группы ридеров – «обычные», «магазинные» и «операторские». Наверняка похожая ситуация будет и на рынке навигаторов.