Компания Google запускает новую технологию в почтовой службе Gmail, которая автоматически сортирует входящие письма в зависимости от их важности. Новый сервис под названием Priority Inbox делит всю входящую корреспонденцию на три части: важные письма; письма, отмеченные пользователем, и письма, прочтение которых можно отложить. Раньше пользователям приходилось настраивать фильтрацию писем вручную. Это естественный эволюционный процесс. Ничего принципиально нового в этой функции нет: если можно заранее определить, что пользователь читать, скорее всего, не захочет (спам-фильтр), то можно аналогичным образом обучаться по его поведению тому, как выделить то, что для него важно. И вот тут мы вплотную подходим к очень непростой задаче, умение решать которую и является основным бизнесом Google: как эффективно сортировать и обрабатывать информацию, значительная и довольно специфическая часть которой приходит к нам по электронной почте. Чем она специфическая? Когда мы потребляем информацию в интернете, мы заранее примерно знаем, что мы можем увидеть и что мы можем с ней сделать. Выбор определяется прежде всего контекстом: если мы на сайте социальной сети, мы можем поделиться интересной ссылкой с теми, кто читает нас, для всего остального, как правило, достаточно функций «сохранить», «открыть с помощью» и «занести в закладки». Почта, однако, неспроста теснее всего в существующих решениях интегрирована со средствами электронного органайзера. Именно почта чаще всего является источником новых дел, встреч, информации о проектах и так далее. И тут есть один занятный парадокс. Во-первых, людям нужны мощные инструменты обработки информации. А во-вторых, они отказываются пользоваться сложными инструментами. Иногда эти два пожелания исходят от разных людей, иногда – от одних и тех же. Например, само решение пользоваться GMail в «стране победившего mail.ru» требует некоторого осознанного выбора. И даже среди этой выборки «продвинутых пользователей» самое простое, казалось бы, средство – настраиваемые в «два клика» фильтры для сортировки почты – осваивают далеко не все. Не потому, что «тупые». А потому, что «лень». И вот сейчас нам стоит понять, что в области потоковой обработки персональной информации мы находимся в самом-самом начале пути, у нас только-только появился первый каменный топор взамен неудобной деревянной дубины. Вот простой пример: мне приходит письмо с приглашением на встречу. В нем есть дата и время, очевидно относящиеся к ближайшему будущему, и легко идентифицируемый «географический адрес». Все это опознается простейшими эвристиками. Казалось бы: один клик и все должно оказаться в моем календаре. На практике, однако, происходит вот что: если нажать хоть в GMail, хоть в Outlook (без специального плагина, который лечит эту проблему) «превратить в событие», мы видим девственно чистый лист, на который нужно с помощью унылого копипаста руками переносить нужные нам детали. Стоит ли удивляться, что большинство людей календарем или не пользуется вообще или заносит туда что-то изредка! А хотел бы я – всего ничего. Чтобы и контакты пригласившего оказались там автоматически, и чтобы встречу я видел хоть из календаря, хоть из записной книжки, хоть заглянув в почтовый архив с этим письмом. Да и чтобы сам календарь был несколько более функционален и мне не нужно было пользоваться сторонними сервисами типа Remember the Milk. Никакой ракетной физики не требуется, просто внимательность к деталям. И так всегда. Сваленные в кучу документы, письма, дисциплинированные пользователи, у которых не было бы подобных авгиевых конюшен, встречаются не чаще одного на дюжину. Этот один, конечно, считает, что мы просто раздолбаи и неряхи: но дело-то на самом деле в отсутствии удобных способов структурирования. А удобных – значит, настраиваемых, но максимально автоматизированных. Сейчас Google помогает нам рыться в этой помойке: как в свое время поисковые системы практически полностью вытеснили тематические каталоги в интернете, так GMail, Google Desktop и Picasa помогают неряхам ответить на вопрос «куда же я это дел, только что же было под рукой». До Google типичной схемой классификации были «папки». Затем модой Web 2.0 нам принесло «тэги»: это неплохо, но тоже все еще отражает способ, которым с информацией работают компьютеры, а не люди. Я думаю, настанет день, когда основным «лицом» интерактивных интерфейсов наконец-то станут не «приложения, папки и файлы» и даже не тэги и поисковые запросы (хотя и они никуда не денутся), а объекты, связи и методы представления. А работа за компьютером будет начинаться с выбора нужной точки в большом универсальном mindmap'е, как это нам регулярно пытаются показать в фантастических фильмах. Ну а пока это не произошло, пусть хотя бы важная почта будет всегда в начале списка.