Министр сильнее президента | Британия пролетает над Брюсселем | Политбюро выбирает

Экстренный саммит ЕС собирается сегодня в четверг в Брюсселе, чтобы определить двух счастливчиков, которые займут кресла президента ЕС и высокого представителя по внешней политике и безопасности. Срок полномочий действующего главы европейской дипломатии Хавьера Соланы, а также и всего состава Еврокомиссии истекли еще в октябре, и в Брюсселе еле дождались того момента, когда президент Чехии Вацлав Клаус последним в Европе одобрил Лиссабонский договор и дал ход изменениям в устройстве ЕС. Каким бы компромиссом ни завершился выборный ужин лидеров, ясно одно: стараясь найти более эффективный способ управления неповоротливой машиной Евросоюза, лидеры блока прибегнут к старой неповоротливой тактике максимально широкого согласия под водительством «больших» стран. А новые лидеры либо с самого начала окажутся безликими, либо быстро полиняют на работе, которая представляет собой сплошной поиск компромиссов.

МИНИСТР СИЛЬНЕЕ ПРЕЗИДЕНТА

После того, как центробежные силы ЕС не дали утвердить проект континентальной Конституции, и ему на смену пришел гораздо более скромный Лиссабонский договор, у будущего президента осталось не так много полномочий. Безусловная польза президента будет в том, что он сэкономит Европе деньги, положив конец коллективным страновым председательствам. Успешного кандидата ждет хорошая зарплата, почетное кресло председателя на встречах лидеров ЕС, а также возможность говорить от имени Европы за рубежом. Однако реальной власти у него будет немного – в отличие от президента, новый глава европейской дипломатии получит куда больше средств и аппарат, раздутый по всем правилам брюссельской бюрократии. В условиях, когда высокий представитель грозит перетянуть на себя зарубежное представительство ЕС, президент вполне может оказаться церемониальной фигурой. Во всяком случае, у него и близко не будет того влияния, что у президента США или председателя КНР. Да и времени будет немного – максимум пять лет, в которые уложатся целых два президентских срока. Фаворитом в выборах президента, как неслучайно обмолвился на днях представитель Германии, числится бельгийский премьер Херман ван Ромпей – «рабочая лошадка», о которой простым европейцам неизвестно решительно ничего. Почти год назад ван Ромпей был призван примирить амбиции фламандской и валлонской общин. Отсутствие ярких качеств, суждений, а главное, врагов помогло новому премьеру стать очередным спасителем Бельгии, которой не раз прочили развал по национально-языковому признаку. Те же качества могут пригодиться ему и при избрании на пост президента ЕС: из внушительного списка кандидатов, включающего бывших и нынешних глав правительств Нидерландов, Люксембурга, Австрии и Испании, Ромпей – самый неизвестный и безликий. То, что надо для Евросоюза. Конечно, понравиться всем будет трудновато даже для ван Ромпея. Будучи представителем федерального государства, он может не устроить Соединенное королевство, у которого, как и у Бельгии, хватает своих возможностей для развала. Впрочем, неизвестно, пойдут ли британцы на открытый демарш. Во-первых, возможность наложить вето теперь теоретически упразднена, а председательствующий в ЕС шведский премьер-министр Фредрик Рейнфельдт открыто пригрозил, что применит этот запрет и на практике, если переговоры зайдут в тупик. Во-вторых, Великобритания уже провела перед выборами неуклюжую пиар-кампанию по лоббированию своего кандидата, заработала недоуменную реакцию партнеров и почти что потеряла возможность реально повлиять на процесс выбора.

БРИТАНИЯ ПРОЛЕТАЕТ НАД БРЮССЕЛЕМ

Гордон Браун, фактически сместивший два года назад Тони Блэра с поста британского премьера, нашел своему бывшему сопернику и соратнику новое подходящее место работы вдали от Лондона: президентство в ЕС. Но убедить европейцев в том, что Блэр – это человек, который лучше всех защитит их интересы, не удалось. Слишком уж обособлялась Великобритания от остального ЕС в правление Блэра, стремясь остаться островом, несмотря ни на какие туннели под Ла-Маншем. Британия не согласилась открыть внутренние границы со странами Евросоюза, продолжила политику поддержки фунта стерлингов в противовес единой европейской валюте, а самое главное – способствовала политическим раздорам в Европе, поддержав иракскую войну американского президента Джорджа Буша. Уже этого было бы достаточно, чтобы поставить кандидатуру Блэра под сомнение, и даже президент Франции Николя Саркози, изначально поддержавший британца, был вынужден пойти на попятный. Теперь Франция будет договариваться о новом президенте, прежде всего, с Германией, а уж потом учитывать мнение Лондона. Оппозиционные британские консерваторы, у которых своя трудная история противоречий с ЕС, отказались поддержать кандидатуру, показав, что единого мнения в Великобритании насчет кандидатуры Блэра не существует. Фиаско окончились и попытки британского кабинета дергать за ниточки внутри многосложного европейского механизма в обход «больших» стран ЕС. Социалисты Европарламента поддержать своего теоретического союзника Блэра отказались, предложив взамен Массимо Д'Алема – бывшего коммуниста, премьера и главу МИД Италии, а также заработавшего за свою искушенность в интригах прозвище «человека с железными усами». В качестве утешения многие в Брюсселе предлагали Лондону предложить на пост главы европейской дипломатии нынешнего министра иностранных дел Дэвида Милибанда. Однако Великобритания отказалась и тем самым еще больше снизила свои шансы получить представителя на высоком европейском посту. И хотя сегодня Браун все еще может предложить кандидатуру Блэра, складывается впечатление, что Лондон сам себя перехитрил в сложном гамбите.

ПОЛИТБЮРО ВЫБИРАЕТ

Вне зависимости от того, победят ли на нынешних закрытых выборах фавориты – ван Ромпей и Д'Алена, сложившийся келейный механизм выборов на заседании «политбюро» не найдет себе новых сторонников. Несмотря на наличие фаворитов, число кандидатов уже почти сравнялось с количеством «выборщиков» из числа глав правительств. Жителей Европы известят о выборе премьеров и канцлеров, однако же не дадут поучаствовать в процессе. Неудивительно, что кандидату в президенты ЕС и бывшему президенту Латвии Вайре Вике-Фрейберге выборы эти напомнили советский стиль управления. Тенденция лидеров выбирать предельно компромиссные фигуры, подходящие для занятия кресла, но не для энергичного проведения четкой политики, вызывают все больше нареканий. В частности, любимой «страшилкой» в Брюсселе стала прошлогодняя российско-грузинская война. Тогда Николя Саркози, представляя председательствовавшую в ЕС Францию, в рекордные сроки добился прекращения огня на основе предложенного им плана. Остается только гадать, какой план предложит в случае похожей «заварушки» ван Ромпей, который на внешнеполитическом фронте прославился лишь переговорами между Бельгией и Нидерландами относительно земляных работ на реке Шельда. Наверное, узнаваемое лицо Блэра, да еще и лишенного полномочий устроить новую иракскую «заварушку», было бы все же куда более к месту.