Пить или не пить? Если задать этот вопрос мне, я отвечу – пить! Другой вопрос, что именно и в каком количестве. К сожалению, в нашей стране наиболее потребляемым алкогольным напитком является водка. Причина проста. Есть один параметр, по которому с водкой никакой напиток не сравнится, – соотношение «цена/градус». И до тех пор, пока такое положение будет сохраняться, никакая борьба с алкоголизмом, никакие попытки перейти с «северного типа» потребления алкоголя на «южный тип» увенчаться успехом не могут. Водка – неподражаемый гастрономический продукт, достойный лучшей доли, чем ей уготована сейчас. Каждый вид алкоголя надо употреблять с той кухней, которая характерна для мест его производства. И водка совершенно незаменима в сочетании с русской кухней: холодцом, пельменями, бужениной, борщом. Водка, обладающая нейтральными вкусом и запахом, очищает рецепторы и многократно усиливает вкус закуски. Как же произошло, что замечательный напиток оказался под давлением как причина алкоголизма целой нации? Ответ прост: пьют не закусывая. Стоимость водки для потребителя очень невысока, и никто всерьез ею в государстве не занимается. Альтернативы водке также нет. Еще 1977 году Вильям Васильевич Похлебкин доказал, что название «водка» впервые появилось в России, а не в Польше, как долгое время утверждали местные специалисты. Поразительно, что наименование «водка» при этом не имеет международной регистрации и не охраняется международными соглашениями. Почему Франция на уровне государства борется за контролируемые по происхождению названия «шампанское» и «коньяк», Великобритания – за «шотландский виски», а мы допустили даже потерю собственных брендов типа «Столичная», не говоря уже о защите русской водки в качестве наименования, контролируемого по происхождению? Ведь это совершенно бесподобный экспортный продукт – возобновляемый, простой в изготовлении, не требующий выдержки, а главное, всемирно известный и не нуждающийся в рекламе! А сейчас во всем мире знают такие «водки», как «Smirnoff», «Grey Goose», «Absolut» и «Finlandia». Придание водке статуса премиального экспортного продукта определенно могло бы изменить структуру внутреннего потребления алкогольных напитков. Одновременно с этим необходимо развивать потребление качественных вин – как импортных, так и отечественного производства. Что делает государство для перевода страны с северного типа потребления, в котором доминируют крепкие напитки, на южный, где преобладают вина? Очень мало, либо практически ничего. Виноделие в России, которая даже для пшеницы считается страной рискованного земледелия, остается уделом сумасшедших энтузиастов. Являясь многолетним растением, лоза только через пять лет может дать первый урожай, из которого можно делать столовое вино. А что уж говорить о выдержанных винах… У нас даже нет закона о происхождении вина, до сих пор разрабатывается технический регламент. Зачем ждать от виноделов скорого наполнения полок хорошим и дешевым местным вином? Не будет этого в скором обозримом будущем. Что творится с импортом вина? Я не готов обсуждать правомерность введения заградительных мер против молдавских и грузинских виноделов, хотя корреляция между ухудшением политических отношений с этими странами очевидна невооруженным глазом. Наверно, пара – тройка местных производителей действительно позволяли себе вольности в трактовке понятия «вино», но таких можно отыскать и среди российских производителей. Я бывал во многих грузинских хозяйствах, в Крикова в Молдове и даже сейчас готов отстаивать качество Пуркарских вин – только кому это интересно? Их нет в России, и не будет до тех пор, пока не наладятся отношения между государствами. А в результате с полок пропало все недорогое вино. Разве так должно вести себя государство, пытающееся отвадить народ от водки? Ситуация с импортом вин из других стран ничуть не лучше. Тот же Роспотребнадзор придумывает все новые, удивляющие производителей со всего мира, процедуры и пакеты документов, требующиеся для получения разрешения на импорт. А сколько ударов нанес импорту за последние полгода Таможенный Союз России, Казахстана и Белоруссии? Начиная с введения лицензий на импорт, замены сертификатов декларациями и заканчивая новой системой получения гигиенического сертификата. Не хватает только справки о том, что ты идиот, раз занимаешься импортом вина в России. А чего стоит новая инициатива депутатов Госдумы: для получения оптовой лицензии необходимо обладать на правах собственности складским помещением площадью не менее 1000 квадратных метров? Вот вам и порог входа в бизнес … Можно долго сотрясать воздух призывами оставаться трезвыми, вести здоровый образ жизни, но при этом руководствоваться правилом «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих!» Именно так пока что ведет себя государство.