Nokia меняет президента: Олли-Пекка Калласвуо, занимавший эту должность с 2007 года, отправлен в отставку. Его место займет Стивен Илоп, бывший руководитель бизнес-направления в Microsoft, который заодно станет и председателем совета директоров финской компании.

Великая компания Nokia сегодня – «хромая утка», если применять политические термины к технологической индустрии. Компания много лет является безусловным лидером на рынке телефонов и смартфонов, ее лидерство бесспорно и сейчас (34,2% мирового рынка за II квартал этого года, по данным Gartner), но при этом она испытывает серьезные проблемы. Рыночная доля компании снижается: падение во II квартале по сравнению с прошлым годом составило 2,6%. И понятно почему. За последние годы рынок сильно изменился. Бум Android, резкое укрепление позиций iOS, ожидаемый выход Windows 7 Phone. Появились планшеты. Однако, Nokia не нашла внятного ответа ни на один из этих вызовов, не представила ничего, что соответствовало бы новым трендам. И главное – не создала ни одного тренда сама. А когда речь заходит об инновациях, продукцию Nokia зачастую вообще не замечают. Характерный пример: недавно IDC скорректировала прогноз по объему рынка смартфонов в этом году, предположив его заметное увеличение. При этом аналитики заявили, что причиной для пересмотра прогноза стал выход на рынок и успех новых устройств – iPhone 4G, HTC Evo 4G и Blackberry Touch. Про Nokia, заметим, ни слова. Рынок акций полностью солидарен с аналитиками. Например, за последний год стоимость акций Nokia на хельсинкской бирже упала на 20%. И это в стране, где компания является «хребтом» национальной экономики, национальной гордостью и т.д. На нью-йоркской бирже, где пиетет к Nokia заметно меньше, падение еще значительнее – ADR снизился на 40% за год. Катастрофично, согласитесь. В этой ситуации замена лидера компании – решение очевидное. Но сама по себе смена «капитана» – ничто, если она не повлечет за собой смену курса. С одной стороны, кандидатура Илопа кажется разумной – у него есть опыт работы в мегакорпорациях с мировым именем (кроме Microsoft , он работал в Adobe и Macromedia). С другой – выбор более чем спорный: ни одна из компаний, где работал Илоп, не имела отношения к массовому рынку, не отличалась динамикой и прорывами, не занималась производством аппаратных решений и, наконец, не имела успеха в создании и продвижении мобильных платформ. Возможно, Стивен прекрасный управленец «в чистом виде», которому все равно, чем руководить (в его послужном списке есть даже сеть быстрого питания Boston Chicken), но такой СЕО хорош для компании со стабильным линейным развитием. Справится ли он с теми задачами, которые стоят перед Nokia сегодня? Задачи эти представляют собой развитие идей Nokia, незаслуженно забытых самой компанией. Первая – создание новой версии операционной системы Symbian, нововведения в которой заставят рынок ахнуть, а пользователей – раскупать аппараты на этой платформе с таким же ажиотажем, который происходит вокруг продаж iPhone. Во-вторых, Nokia необходимы действия на рынке планшетов. Один раз компания этот рынок уже проворонила. И если на весенних выставках 2011 года не появятся «connecting people»-планшеты, то про это направление Nokia придется забыть надолго, если не навсегда. Оптимальный вариант – если эти устройства будут на «планшетизированной» Symbian. Это послужит серьезным толчком для платформы и автоматически сделает ее сравнимой с iOS и Android. При этом никаких чудес от Nokia не требуется – достаточно развить идеи, «обкатанные» на устройствах N70 и 9300i. Те же задачи стоят на рынке «игрофонов» – телефонов, «по совместительству» являющихся мобильными игровыми приставками. Некогда компания представила опередившие свое время «игрофоны» N-Gage, а сейчас, когда телефоны все активней теснят мобильные игровые консоли, у компании нет ни одного решения для этого рынка. Наконец, Nokia должна сделать нестандартные ходы на рынке традиционных телефонов, «разбавив» набившие оскомину линейки моделей (в корпусах форм-фактора «кирпич» и «слайдер») чем-то действительно любопытным и неожиданным. Да, именно Nokia во многом создала современный рынок мобильных телефонов, но сегодня стратегическую инициативу перехватили другие игроки. Если Илоп сосредоточится лишь на реструктуризации компании и на хорошо знакомом ему корпоративном секторе – а есть подозрение, что универсальный управленец из Microsoft начнет именно с этого, – то будущее компании далеко не очевидно. У Илопа нет времени на «раскачку». Время сейчас работает против Nokia. Поэтому крайне важным в действиях нового президента будет не только «куда» и «как», но и «насколько быстро».