Президенту вчера продемонстрировали странное устройство, которое назвали «российским телефоном». Глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов заявил при этом, что девайс, «созданный под Yota и сеть 4G», имеет два сенсорных экрана, построен на платформе Android, разработан в России. Но пока его будут собирать на Тайване, лишь через некоторое время перенеся производство на территорию нашей страны. 

Начнем с того, что показывать главе государства муляж устройства нехорошо. И можно было хотя бы подготовить выступающего получше! Президент явно любит западные термины, и ему бы понравилось, как они звучат из уст Сергея Чемезова. Спичрайтеры справились со своей задачей плохо и не растолковали главному «технологу», что устройство на Android обычно называют смартфоном. Что «второй экран» – скорее всего – touch-pad, который несколько раз пытались «привить» на коммуникаторы, но все неудачно. Наконец, что LTE-телефон – совершенно бессмысленный девайс без GSM/GPRS/UMTS-модуля. Ведь площадь покрытия 3G много меньше, чем у GSM, а у LTE она в обозримой перспективе будет совсем мизерной.

Попытки создать «российский телефон» уже были. Компания Rolsen пыталась начать продвижение сотового телефона под собственной торговой маркой в партнерстве с итальянской фирмой Telit. Это попытка не единственная, но наиболее известная. Про аналогичные планы, например, пермской компании«Морион» в содружестве с Motorola и датской RTX Telecom сейчас мало кто вспомнит. Первыми полноценными российскими мобильниками можно назвать модели CP9 и CP10, выпускаемые компанией «Орбита Телеком» под брэндом Just 5 – именно эти устройства вышли на массовый рынок и стали товаром. 

Но выйти на локальный рынок «Орбита Телеком» смогла только предложив принципиально новый сегмент очень простых мобильников – «простофонов». А вот с коммуникаторами у российских компаний выходит заметно лучше. Например, Rover Computers выпускает множество моделей на Windows Mobile, а «андроидфоны» успешно продвигает под собственной маркой Highscreen компания «Вобис». Эти компании вполне могут показать не «прототипы», а действующие устройства. Более того: на рынке есть устройство с поддержкой «четвертого поколения» – HTC Max 4G (правда, оно не совсем российское, так как разработано НТС по заказу «Скартела», и продвигает его последний). Как видно, даже на российском рынке «чудо-техника» от Чемезова вряд ли сможет получить хоть какой-то спрос. Слишком конкурентная среда.

Чем может выделиться «смартфон» от «Ростехнологий»? Теоретически новинка может поддерживать ГЛОНАСС, но про него выступающий даже не упомянул, и правильно сделал: пока не существует массового чипа, который можно было бы встраивать в коммуникаторы. Сегодня есть только ГЛОНАСС-чипы, которые можно встраивать в специализированные навигационные устройства и разве что в автомобиль «Лада». Для мобильных пользовательских девайсов существующие решения слишком крупны и энергоемки. Единственный на сегодняшний день ГЛОНАСС-чип с компактными размерами и приемлемым энергопотреблением, – NV08 – создан КБ «Навис» (КБ подчеркивает, что разрабатывали его без привлечения бюджетных средств). В качестве подрядчика, способного реализовать необходимую для производства чипа технологию, выбрана Fujitsu, но производство NV08 пока не начато.

Заявления о грядущем переносе сборки устройства в Россию тоже выглядят неубедительно. Попытки наладить производство мобильных девайсов в России были, но ни к чему хорошему они не привели. В коммуникаторах Rover Computers, отверточная сборка которых происходила на российской территории, от этого лишь упала надежность. На этом и сделал акцент «Вобис», который производство своих моделей полностью вынес в Китай. В Китае же собирают первые российские телефоны Just5. Там же делают и «операторские телефоны» МТС. И все эти «российские» модели являются лишь кастомизированными версиями устройств, выпускаемых для других рынков. 

Выводы печальны: сейчас наш технический потенциал не позволяет ни разрабатывать, ни производить мобильные устройства, не говоря уже о внесении в такие девайсы значимых инноваций. Частные компании вполне способны продвигать девайсы под своими марками – но только доработанные по заказам вендоров и выпущенные на азиатских заводах. А госкорпорации пока могут лишь показывать смешные прототипы и рассказывать о грядущем переносе производства на территорию России. Однако это возможно разве что в результате присоединения Тайваня и некоторых провинций Китая к РФ.