Целый ряд общественных, преимущественно правозащитных организаций в Москве в течение последних 24 часов получили предписания от прокуратуры предоставить объемный пакет данных о себе. Прокуроры требовали от нас и наших коллег информацию об уставе, финансовой и хозяйственной деятельности, а также просили предоставить данные об учредителях. Такие предписания, по последним данным, получило около 20 организаций: кому-то приносили лично, кто-то, в частности мы и Московская Хельсинская группа, получили их по факсу.
Документ поступил к нам около 11:00 дня. В таком письме не было бы ничего удивительного, однако есть несколько «но». Первое «но» – это обоснование прокуратуры для истребования данных: с целью проверки исполнения законодательства о некоммерческих организациях, говорилось в письме. Однако такие полномочия выполняет Министерство юстиции. У ведомства есть регламенты и правила проведения подобных проверок. Мы регулярно предоставляем все необходимые документы Минюсту. Второй момент – это сроки, в которые мы должны были предоставить всю необходимую прокурорам информацию. К 12:00 все данные необходимо было отдать. Такой возможности у нас не было. Тем более, нам фактически дали час, что очень мало. Самое интересное, что о проверке со стороны прокуратуры Москвы мы узнали, когда многие из нас находились на рабочем совещании Совета при президенте по развитию институтов гражданского общества. Проверка свалилась на нас совершенно внезапно.
Для начала мы решили обратиться к своим коллегам из общественного совета при столичной прокуратуре, чтобы понять, с чем связан такой обширный запрос информации. Во-вторых, мы сочли необходимым обратиться в те районные отделения прокуратуры, откуда, собственно, запросы и поступили. То есть в ту прокуратуру, которая обслуживает тот район, в котором мы официально зарегистрированы. Мы такое письмо написали. Наши юристы его отвезли. Вообще нам хочется иметь хотя бы какой-то оригинал письма, поступившего на факс. Один смешной момент: письмо юридически адресовано не нам, а только «Трансперенси Интернешнл». В Министерстве юстиции мы зарегистрированы как Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл — Р». Просто хочется, чтобы нормы права при подобном обмене письмами и информацией были соблюдены. Кроме того, мы не можем предоставить всю требуемую информацию, поскольку просто не располагаем ей. Так, например, в запросе есть пункт о коммерческой и предпринимательской деятельности, но таковую мы вообще не ведем. Исключительно исследования. Ну а для всего остального нам нужно время.
В общем, посмотрим, что будет дальше. К вопросу, с чем связаны проверки. Мы не знаем. Наши коллеги также в замешательстве. Мы все созваниваемся, но пока пришли к общему выводу, что Генеральной прокуратуре захотелось понять, чем живут общественные организации, а главное — на что.