Когда Slon.ru предложил нам с Максимом Фалдиным вести блог о том, как мы строим наш «Викимарт» – онлайн-молл, где представлено 459 792 товара от 2418 интернет-магазинов, – мы немного растерялись. Ладно, когда Аркадий Волож или Давид Ян рассказывают о своем опыте, но мы – всего лишь недавние выпускники бизнес-школы, основатели очень молодой компании, у которой слабых сторон пока больше, чем сильных.
А потом подумали: рассказ, где авторы учатся вместе с читателем и где финал неизвестен заранее, тоже может быть полезным и интересным. В первом посте мы хотели бы объяснить, что имеем в виду под «компанией А-класса» и с какими стереотипами встретились, продекларировав, что построим ее в России.

Нашу эпоху часто сравнивают с застоем: одни и те же лица в телевизоре и в газетах, много красивых слов о светлом будущем. Однако в отличие от начала 80-х сейчас, как мне кажется, происходят интересные и очень важные, глубинные изменения в обществе. Одно из таких изменений – поворот предпринимательской культуры и появление возможностей для строительства бизнеса принципиально нового качества.
Предприниматель – продукт времени. В начале 90-х бизнесмены активно занимались захватом, удержанием и превращением в бизнес советских производственных мощностей – заводов, фабрик, гостиниц и т.д. После кризиса 1998 года поднялась вторая волна – создатели компаний с нуля. Интересная особенность созданных ими бизнесов: они часто неразрывны с именем основателя (Тиньков, Чичваркин, Коркунов, etc). Основатели «второй волны» – часто без высшего образования и опыта управления крупной организацией – сильно отличаются от прошедшей комсомольскую и партийную школу «первой волны».
Сейчас в предпринимательство приходит следующее поколение – люди, которые никогда не были комсомольцами, получили высшее образование за рубежом, профессионально сформировались в международных корпорациях. Это вчерашние консультанты BCG, банкиры «Ренессанс Капитала», менеджеры Procter & Gamble и других крупных компаний. Какими будут бизнесы, которые построят предприниматели «третьей волны»?
Мы в «Викимарте» назвали свою модель «компания А-класса». Компания А-класса – это компания, изначально строящаяся в расчете на конкуренцию в мире, а не в огороженной высоким забором России. Для себя я выделяю три ключевых признака такой компании:
1. Стоимость компании не падает на несколько порядков, если из нее извлечь основателя (т.е. бизнес – не компания одного человека);
2. Бизнес компании построен на создании и постоянном развитии компетенций, а не на эксплуатации различного рода активов (месторождений, доступа к телу чиновника, монопольных ресурсов и проч.);
3. Компания способна успешно и честно конкурировать с ведущими международными игроками.
За два года работы мы выделили несколько областей строительства компании А-класса – цели компании, команда, культура работы, доступ к международной экспертизе и т.д. В развитии каждой из этих областей по своему проявляются наши «национальные черты». Но особенно это чувствуется в отношении к целям компании.
Россия – пожалуй, лучшее место в мире для постановки амбициозной бизнес-цели. В какую отрасль не посмотри – дороги, коммуникации, туризм, развлечения, торговля – везде крайне низкий уровень развития, плохой сервис, неудовлетворительное качество. Строить нужно не просто компании, а целые отрасли. На развитых рынках такое бывает только в узких нишах, связанных с новыми технологиями, а у нас – практически везде.
Целью «Викимарта» мы определили создание ведущей в России компании электронной коммерции. Такой игрок есть практически на каждом рынке – в США это Amazon и eBay, в Японии – Rakuten, в Южной Корее – Gmarket, в Китае – Taobao, в Латинской Америке – MercadoLibre. А в России такого лидера до сих пор нет (даже Ozon, старейший интернет-магазин, должен занимать на рынке в 10 больше, чтобы стать таковым).
Первая неприятная особенность, с которой мы столкнулись, когда рассказывали о целях Викимарта, – миф об уникальности России. Для любого международного инвестора очевидно, что развивающиеся экономики в целом повторяют путь развитых. Грубо говоря, если гипермаркеты и прокат машин появляются в США, то через некоторое время они появляются в Индии, Китае, Бразилии – пусть и с учетом местной специфики.
Мы пытались убедить российских инвесторов, что если e-commerce даже в США и Западной Европе растет на десятки процентов в год, то в России у отрасли впереди огромный потенциал роста. Однако раз за разом наталкивались на непробиваемую уверенность, что в России все уже построено и навсегда так и останется. Я уверен, что в конце 90-х, когда в крупных городах появились первые торговые центры, эти люди говорили, что Россия навсегда останется страной «оптовок», а в начале «нулевых» – что проникновение сотовой связи даже к 2015 году не превысит 5%.
Другая особенность: резко негативное отношение к чужой попытке чего-то добиться. В Штатах амбициозные цели вызывают поддержку окружающих: «этот парень пытается сделать что-то стоящее, подскажем ему возможность для успеха». В России же: «куда этот чувак лезет – надо указать ему причины, почему у него ничего не получится».
На уровне успешных людей в России встречается другая черта – снисходительно-пренебрежительное отношение к «начинающим». В Стэнфорде мне повезло познакомиться с руководителями и основателями крупных компаний – Intel, Facebook, Google, Cisco. Все эти люди – фантастически простые в общении, уважительно относящиеся к собеседнику, начисто лишенные понтов. Даже очень сырую идею предпринимателя они выслушивают спокойно, внимательно – и безо всякой покровительственной ухмылки. И это – нормально, потому что даже большая компания вырастает из изначально сырой идеи!
Рецепт, который я нашел при работе в России, – не бояться ставить амбициозные цели, минимизировать общение с «неправильными людьми» и интенсивно общаться с теми, кто настроен на реальную помощь. Вокруг «Викимарта» за эти годы мы с Максом собрали несколько десятков людей, которые нам оказывают огромную каждодневную поддержку, – уверенностью в успехе, советом, новым знакомством. В некотором смысле, это тоже работа предпринимателя – окружать себя людьми, которые поддерживают и помогают добиваться успеха.
Они есть и в России – чаще это успешные предприниматели, либо инвесторы с опытом успешной продажи компании, в которую они вложились. Не надо бояться написать им письмо или подойти познакомиться на конференции. Но и среди таких вы можете неожиданно встретить порцию негатива. Что поделаешь, национальный фактор. Продолжаем делать свое дело.