
Готовится крупная сделка в портовом бизнесе, да и вообще – одно из крупнейших слияний-поглощений. Холдинг Новороссийский МТП покупает на свой баланс ООО «Приморский морской торговый порт», принадлежащий поровну «Сумме Капитал» и «Транснефти». В след за этим Kadina Ltd, владелец контрольного пакета НМТП, находящаяся в собственности у трастов Пономоренко-Скоробогатько и господина Ротенберга, продает свой пакет НМТП (чуть больше контрольного) – обратно тандему «Транснефть»–«Сумма Капитал». Владельцы офшора Kadina Ltd должны выручить порядка $1 млрд. Плюс ко всему, цена НМТП наконец-то вернется к цене размещения на IPO, то есть вырастет. Цена Приморска – не более $1 млрд. Цена НМТП сегодня – $3 млрд. Следовательно, цена объединенного НМТП – $4 млрд. Контрольный пакет без премий и политических издержек стоит тогда $2 млрд. Так что разница в миллиард должна поступить на счета Kadina Ltd . Проще говоря, тандем Пономаренко-Скоробогатько по давлением «Транснефти» и государства вышел из стивидорного бизнеса в плюсе. Теперь у «Транснефти» на руках два мощнейших терминала страны – Приморск и Шесхарис. Суммарная мощность 120–130 млн т нефти и нефтепродуктов. Это четверть всего углеводородного баланса страны (без газа). Правда, только вчера президент компании г-н Токарев сказал «Рейтер», что по Новороссийску будет спад отгрузок. Будет – это сильно сказано. Он уже начался. Но при этом руководитель «Транснефти» слукавил: мол, перераспределения с западных терминалов на Козьмино (порт в Приморском крае, на конце ВСТО) не будет. Вроде как физически оно невозможно. Физически – да. Но по свопу – легко. Обмен направлениями среди нефтяников – секундное дело. А Козьмино привлекает нефтяников обязательной премией за качество. Да и Приморск, кстати, уже «падает» в пользу Козьмино. Основные потери в пользу ВСТО несет нефтепровод «Дружба», на белорусском направлении. Но и на западных российских морских терминалах трейдеры недополучают нефти. При этом трейдер на всех направлениях у нас как минимум на треть один и тот же – Gunvor. И у него по результатам сделки вряд ли возникнут какие-либо проблемы. И тарифы вряд ли поменяются на каком-нибудь терминале. Но и трейдеру перераспределение объемов выгодно. Даже не само перераспределение, но возможность перераспределять и играть с контрактами. А когда управление всеми терминалами и потоками в одних руках, да еще и у государства, Gunvor свои проблемы будет решать легче сразу по всем вопросам в Москве. Издержки точно снизятся. Кроме терминалов на руках у «Транснефти» еще и странный для транспортной отрасли партнер. Инвесткомпания предпринимателя Зиявудина Магомедова давно смущает специалистов. Видимая часть, представленная разными выступлениями на профильных тусовках, возбуждает подозрения в наличии института «зиц-председательства». Что там происходит на самом деле – неясно. Сделка в целом красивая и интересная. Но вот как и кто будет управлять не нефтяными активами НМТП? Что будет с контейнерами, зерном и т.д. и т.п.? Да и по управлению нефтяными перевалочными мощностями могут быть вопросы. Кадров профессиональных точно не хватает. А возможностей запутаться – сколько угодно.