Фото: Getty Images/Fotobank.ru

Фото: Getty Images/Fotobank.ru

От вышедшей в начале октября книги с названием «Сумасшедший – это комплимент: сила движения против течения» («Crazy Is a Compliment: The Power of Zigging When Everyone Else Zags») ждешь очередных вдохновляющих историй, как чудаки с безумными идеями основали необычные стартапы, разорвали шаблоны и покорили мир. К счастью, это ожидание не оправдывается. Вдохновляющих примеров в книге много, автор Линда Роттенберг, основатель и генеральный директор Endeavor, крупнейшей международной организации по поддержке предпринимательства в развивающихся странах, по долгу службы стала свидетелем множества историй успеха. Особенно значительных достижений Endeavor достигла в Бразилии и Индии, а всего консультанты проекта помогли запустить свое дело более чем 30 тысячам человек по всему миру. По большей части это маленькие, никому не известные за пределами своих городов и кварталов бизнесы. Соответственно, и книга посвящена малым предпринимателям, которые не мечтают покорить мир, но и не расстроятся, если это случится. Очень рационально, очень по делу, никаких безумств и призывов к ним.

Почему не работают бизнес-планы

Роттенберг уверяет, что из сотен небольших фирм, которые она курировала, только считаные единицы развивались в соответствии с ранее намеченным бизнес-планом. 

«Стратегическое планирование начинает работать и приносить пользу только с большим штатом, при значительных оборотах и при разветвленной структуре. Сложные системы не могут без плана, для простых систем он зачастую губителен. Первые три года жизни малого бизнеса его успех определяется способностью создателя реагировать на непредвиденные обстоятельства. Чем больше таких обстоятельств, тем больше шансов, что компания найдет себя. План же не оставляет возможности для постоянной коррекции.

От вас требуют бизнес-план для получения кредита? Напишите, предоставьте его и положите на полку в качестве экспоната для вашего будущего корпоративного музея.

Автор приводит в пример небольшую сеть американских автомоек, создатели которой дважды пытались начать свое дело. Первый раз, неудачный, они получили кредитные средства под четкий бизнес-план, но быстро закрылись после запуска двух точек. Предприниматели во всем следовали плану, но не учли (и никто не смог бы учесть) несколько непредвиденных обстоятельств: в результате изменившегося экологического законодательства в штате запретили использовать в хозяйственных целях несколько важных химических компонентов, а часть городской трассы была перекрыта для срочного ремонта после наводнения. Второй раз они вышли на рынок с гораздо меньшими деньгами, но развивались хаотично, не ориентировались на конкретный результат и даже в какой-то момент в качестве эксперимента открыли при мойке мини-хлебопекарню, чтобы аромат свежего хлеба забивал запах химии. Сейчас это вторая по размеру сеть автомоек в Миссури. 

«Хаос – это всегда много вариантов. План – это один вариант, который с большей вероятностью может оказаться плохим», – пишет Роттенберг.

Почему микроменеджмент важнее больших решений