Завтра стартуют официальные продажи iPhone 4 в России. Конечно, у нас будут проданы сотни тысяч iPhone 4, но успеха предшественников – моделей 3G и 3GS – ему не повторить.

Кстати, об успехах предшественников: нельзя забывать, что план по продажам 3G – суммарно операторы «большой тройки» обязались продавать 2 млн аппаратов в год – выполнен не был. Сейчас будет сложнее. Мода на iPhone – уже не та, что раньше. «Четверке» уже не стать символом прорыва и статуса, хотя бы потому, что внешне ее сложно отличить от «тройки». Массовым iPhone 4 не станет: на «белом рынке» аппарат стоит несусветных денег – свыше 30 000 рублей. С одной стороны, это лишь чуть дороже, чем сейчас просят за модификацию 3GS. Но с другой – на треть (!) больше, чем стоил новый 3G. Конечно, когда еще до начала официальных продаж «серые» iPhone 4 предлагали по ценам больше 35 000 руб, на них находились покупатели. Но это фанатский сектор, погоды на рынке он не сделает. Разумеется, у iPhone есть свои поклонники (в том числе и автор этих строк). Но даже в их лояльной среде у «четверки» есть серьезный конкурент – предыдущее поколение устройства. iPhone 4, конечно, технически совершенней «троек» – большее разрешение экрана, расширенные возможности фото, возможность снимать HD-видео, увеличенная производительность процессора. Но у новинки нет ни одного решающего преимущества, из-за которого пользователям «айфонов» предыдущих модификаций стоило бы спешно и массово переходить на «четверку» (возможно, именно из-за отсутствия инноваций и был уволен топ-менеджер Apple Марк Пейпермастер). Более того, у iPhone 4 есть серьезный косвенный конкурент, отсутствовавший у «троек», – iPad. А через некоторое время к нему добавятся и другие планшеты. Конечно, планшет – устройство другого класса. Но для большинства пользователей наличие одновременно планшета и смартфона будет избыточным. Кроме внутренней конкуренции, нехарактерной для «троек», у iPhone 4 будет и несколько иная ситуация с внешними конкурентами. Помимо «старых добрых» соперников – смартфонов Nokia, Sony Ericsson, HTC и других, каждому из которых «четверка» проигрывает по цене на треть и более, – появился Blackberry Storm на платформе RIM. Платформа RIM в мире популярней, чем iOS, и дела у компании Blackberry идут весьма неплохо. Российские абоненты, правда, только начинают привыкать к этой марке. Основное ее преимущество – фирменная защита каналов передачи данных – интересует больше корпоративных заказчиков. А вот широкие возможности работы с почтой (российские операторы предлагают их по спецценам) и интернетом интересны и для массовых абонентов. Storm в наших условиях вряд ли станет «убийцей iPhone»: марка – менее известная, раскрутка – менее активная, преимущества – менее известны массовому пользователю. Но какую-то часть требовательных пользователей от продукции Apple эта модель отвлечет. Не будем также забывать, что задерживается еще один из основных конкурентов –

Nokia
N8
.

Появление на рынке нового финского смартфона повлияет на динамику продаж iPhone 4 не только в России, но и в США. Там продукция Apple традиционно пользуется куда большим спросом, и четвертое поколение iPhone пока продается очень даже неплохо. Но даже на американском рынке при правильной маркетинговой поддержке Nokia способна повлиять на расклад сил. В России же, где у нее возможности розничной дистрибуции заметно лучше, чем у Apple, корректировок продаж не избежать. Вряд ли на российском рынке, объем которого составляет пока порядка 30 миллионов трубок в год (в прошлом году было ввезено 27,4 миллиона аппаратов, в этом году ожидали десятипроцентного роста), будет продано более миллиона iPhone 4 за год. Но и это – хороший показатель.