Новость об отставке самого титулованного итальянского банкира пронеслась по Италии, как смерч. Слухи о недовольстве акционеров банка своим менеджером Алессандро Профумо расползались периодически. Но кто же доволен своим управляющим в период кризиса, когда котировки упали в три раза? Еще в марте сам Профумо грозился подать в отставку, так как ему не давали полной свободы в проекте «Единый банк», который он задумал, чтобы обуздать все региональные банки (Banca di Roma, Banco di Sicilia), попавшие в созвездие UniCredit, но уж слишком автономные. Тогда совет директоров пообещал ему не перечить, и все обошлось.

А тут случилось, что его просто «выгнали». Пока пробегали быстрые, как пули, новостные ленты, я вспоминал этого человека. Мне приходилось с ним встречаться, первый раз лет десять назад. С тех пор так и росли вместе,у меня седых волос прибавлялось, а у него империя расширялась. В 40 лет он слил банк Credito Italiano, который тогда возглавлял, с UniСredit, и стал главой объединенного банка. И после этого, шаг за шагом, он провел более ста слияний и поглощений, создав из кулуарного провинциального банка международную банковскую группу.  

Высокий (под 190), спортивный, всегда серьезный, занятой. Журналистов не баловал, вел себя достаточно высокомерно, получив даже прозвище «Mister Arrogance», хотя нам с коллегой удалось как-то раз взять у него обширное интервью. Да еще и проговорился он там про все подряд – включая, что продал бы свой банк за большие деньги, и что читает взапой в отпуске, особенно Ирен Нимеровскую. Пожалуй, за эту писательницу я ему благодарен: последний ее роман, который удалось прочитать, «Жезабель», мне очень понравился.

А вот теперь Профумо обвиняют в «продажности». Мэр города Вероны Флавио Този так объяснил ситуацию: «Вы доверили охранять ваш дом охраннику, и в дом, с его ведома, забрались посторонние люди. А он вам даже не сказал». По его словам, именно это случилось в UniCredit. Ливия, буквально вчера полноценный участник оси зла, руководимая все подмявшим под себя «лидером революции» Муаммаром Каддафи, увеличила свою долю в UniCredit до 7,5%, а Профумо даже не известил об этом совет директоров. Сначала центральный банк Ливии приобрел 4,99% акций банка, а потом суверенный инвестиционный фонд Ливии купил еще 2,6%. По законодательству, вопрос об увеличении доли какого-либо акционера банка свыше 5% должен обсуждаться на совете директоров, однако в данном случае этого не произошло, поскольку формально акции приобретались двумя независимыми организациями. Но какая же у них в Ливии независимость?

Впрочем, ходят слухи, что об этой операции знал и председатель совета директоров Дитер Рампль (который добавил сейчас в актив еще и должность врио СЕО), и более того,Профумо ездил консультироваться с самим премьером Италии Сильвио Берлускони об этой операции. Профумо молчит, спросить об этом у Берлускони возможности нет, но так или иначе, все и так знают о дружбе Берлускони и Муаммара Каддафи. Поэтому и Профумо думал, что не совершил ничего предосудительного. А оказалось – отечество продал.

Профумо – отличный аналитик, но очень прямой человек. Он не любит появляться в salotti buoni – гостиных, где обсуждаются государственные и коммерческие дела, считает излишней чрезмерную дипломатию. Он всегда говорил: «Я не меценат. Я должен приносить максимальную прибыль моим акционерам. Это моя работа». И всегда принимал сложные решения сам. Пока все было хорошо, ему все прощали, называя волевым решительным менеджером. А как дела немного ухудшились, он превратился в самодура и деспота.

Профумо открыто поддерживал левых. Ходил голосовать за них, был дружен с Романо Проди – главным соперником Берлускони в нынешней итальянской политике. Поэтому все левые газеты поддерживают его, и при оценке того, что пишут о Профумо в Италии, надо иметь это в виду. Римская газета La Repubblica, ведущая непримиримую борьбу с Берлускони, в передовице, озаглавленной «Победа тандема Берлускони–Джеронци» (Джеронци – президент страховой компании Generali и банка Mediobanca, друг и бизнес-союзник Берлускони) написала: «Война против Алессандро Профумо и захват UniCredit – это последняя большая операция в стиле берлускони-джеронциальногокапитализма. Это полная деградация идеи свободного рынка, где политика устанавливает правила системе, менеджеры управляют компаниями, принося прибыль своим акционерам, а акционеры получают прибыль и дивиденды. В Италии это не так: часто политики и акционеры объединяются вместе, чтобы удалить не подчиняющегося им менеджера».
Газета предположила, что судьба Профумо была решена еще8 июля, когда за ужином Сильвио Берлускони, сидящий вместе с Чезаре Джеронци (президент страховой компании Generali и банка Mediobanca) предложил главе Банка Италии Марио Драги «обмен»: Берлускони поддержит кандидатуру Драги на пост главы Европейского Центробанка, а тот не будет противиться смене власти в UniCredit.
Зачем вся эта интрига? Берлускони хотел удалить независимого и не очень к себе благосклонного банкира Профумо, а Чезаре (вот уж действительно Цезарь!) Джеронци – создать нового финансового колосса, объединив Generali и Mediobanca. И, может быть, прикупить у Берлускони еще и его банк Mediolanum, который ему наскучил. Профумо был против этой идеи, и без его согласия это было бы невозможно (UniСredit – главный акционербанка Mediobanca, с 8,6%). Поэтому его и удалили.

Профумо держался до последнего. Еще за день до экзекуции – он знал, что назначена его порка за все имеющиеся и вымышленные грехи, – он встречался с министром финансов и экономики Джулио Тремонти. Говорят, Тремонти, который отсутствовал на известном ужине, не был в восторге от кулуарного решения. Но ничего уже сделать не мог.

И все утро 21 сентября Профумо пытался договориться. Но потом понял, что проигрывает: голоса не в его пользу. Посчитав (а это он умеет), он в 15:27 уезжает из своего кабинета на площади Кордузио в адвокатскую контору, которая занимается условиями его возможной отставки, а в новостных агентствах появляется письмо, которое Профумо якобы оставил членам совета директоров о своей отставке. В 18:00 собирается чрезвычайный совет, после более четырех часов споров принято решение об отставке Профумо. Его самого там нет, более того, как говорят, нет и самого письма с просьбой об отставке. Совет решил его «выгнать полюбовно», заплатив 40 млн евро отступных, при условии, что Профумо подпишет документы в тот же день.

В 23:37 уже экс-глава банка снова появляется в UniCredit и подписывает документы. Убит банкир, невольник чести. «Мы спокойны: ну не конец же света! Потом, на UniCredit свет клином не сошелся!» – это последние слова жены Профумо, Сабины Ратти, которая добавляет что 2 млн они отдадут на благотворительные нужды.

Помните, Бертольд Брехт как-то сказал: «Что такое ограбление банка по сравнению с управлением банком?» Наверно, он был прав. Теперь временным управляющим будет все тот же Дитер Рампль. Ему дано исключительное право найти человека на место Профумо в течение нескольких недель, внутри банка или извне. Фаворит, скорей всего, Роберто Никастро. Он возглавляет ритейл, к тому же он был главой подразделения «Новая Европа» (включает Россию и СНГ).

Ну а у Алессандро Профумо теперь один путь – в политику. Богатый и безработный, никакого конфликта интересов, он может представлять интересы лево-центристского блока. Высоких людей там как раз не хватает. Может он сумеет победить «непобедимого» Сильвио? Левые уже начали петь ему дифирамбы.