Мировые страховые компании, занимающиеся обслуживанием коммерческих морских перевозок, разработали план по созданию первого в мире частного военно-морского флота, чтобы совладать с сомалийскими пиратами. Несколько крупных судоходных компаний уже дали принципиальное согласие, теперь проект рассматривает британское правительство. Новость о возможном создании частного флота пришла 28 сентября. Именно в эти дни открывается новый сезон охоты пиратов на коммерческие суда в Аденском заливе. «Сейчас все говорит о том, что затишье закончится в середине сентября, после чего море утихнет, дожди пройдут, и пираты возьмутся за дело», – рассказал коммерческий директор компании Dryad Maritime Intelligence Керен Джекс. Как известно, многонациональные военно-морские силы, в том числе и силы ЕС, сейчас находятся в водах Аденского залива и сумели сократить число нападений в последние месяцы. Но захваты происходят чуть ли не ежедневно. До 20 судов и 354 моряков находятся в руках пиратов. Сумма выкупа и количество дней, в течение которых корабль находится в плену, удвоились за последние 12 месяцев и составляют теперь в среднем $4 млн и 117 дней соответственно. Одни только выкупы обходятся более чем в £100 млн в год. Пираты становятся все более ожесточенными и все более склонны применять оружие. В ответ лондонские страховые компании выступают с радикальными предложениями о создании частного флота в 20 патрульных катеров с экипажем вооруженных охранников. По плану, они будут выступать в качестве сил быстрого реагирования и вооруженного сопровождения судов, проходящих через Суэцкий канал и Индийский океан. Компания Jardine Lloyd Thompson Group (JLT), доля которой на рынке страхования морских перевозок составляет 14%, заявила, что планируемый беспрецедентный «частный флот» будет находиться под непосредственным контролем военных с четкими правилами применения оружия и работать в соответствии с международным правом. Ранее обсуждения по созданию частного военного флота были также проведены с министерствами обороны, транспорта и иностранных дел Великобритании. Представитель Jardine Lloyd Thompson Group заявил: «Речь идет о вооруженном персонале на катерах сопровождения коммерческих судов, и это даст понять любому сомалийскому судну в непосредственной близости, что коммерческие корабли не беззащитны. Сейчас существует разрыв между деятельностью частных охранных сил и международных военно-морских сил. Мы думаем, что можем помочь исправить это и скоординировать деятельность частных компаний под контролем многонациональных сил. Мы заботимся о 5000 судах и уже спасли 10 судов, в том числе судно, где один член экипажа был убит пиратами. Пиратство является серьезной проблемой, это преступники, в основном занимающиеся вымогательством, так почему бы не принять предупреждающие меры?». Частная военно-морская компания, на создание которой должно уйти £10 млн, будет финансироваться за счет страховых и судоходных компаний в обмен на сокращение страховых ставок на случай атаки пиратов. Сейчас такая страховка составляет в среднем около £50 000 за рейс и может достигать £300 000 для супертанкеров. Именно страховщики, большая часть которых базируется в Лондоне, несут основное бремя финансовых затрат из-за пиратства: только за последние два года выплаты и выкупы составили $300 млн. Основное препятствие для создания частного военного флота – правовой статус частной силы и ее отношения с военно-морскими силами, подконтрольными НАТО. Но ведущие судоходные компании и ключевые страховщики стремятся приступить как можно быстрее к реализации плана. Хотя частные подрядчики уже давно предлагают свои услуги и за оплату сажают вооруженные команды на борт судов, идея создания значительного и финансируемого целой индустрией военно-морского флота – это важнейший шаг вперед и абсолютное новшество на рынке, как и свидетельство того, как много еще предстоит сделать для борьбы с пиратством. Представитель МИД Великобритании заявил, что МИД еще не получил «формальное» предложение от страховщиков, но добавил: «Мы считаем, что такая концепция могла бы быть рассмотрена. Это должно быть одобрено и поддержано Великобританией после обсуждения с партнерами в коалиции по борьбе с пиратством». Перспективы у прямого вмешательства частных военных компаний для защиты в 6,8 млрд тонн товаров, перемещаемых морем каждый год, безусловно, есть. Сомалийские пираты ставят под угрозу 22 000 судов, которые проходят через Аденский залив ежегодно. Только за этот год пиратами было произведено 123 атаки и захвачено, по разным данным, до 50 судов. Как результат, не дождавшись действенных военных мер от международных морских сил и юридически-обоснованных мер по борьбе с пиратством, судоходные компании планируют расширение использования вооруженных подрядчиков на борту своих судов. Ранее международные организации отговаривали компании от таких методов защиты, считая, что вооруженное сопротивление приведет к эскалации столкновений с пиратами и убийству заложников. Компания MSC, вторая в мире по объему контейнерных перевозок, объявила на этой неделе, что решит «в течение нескольких дней», будет или нет нанимать вооруженную охрану для своих судов. Пока лондонские страховые компании только планируют создание частного морского флота, российские корабли уже используют частные военные компании для охраны. Вчера пришло сообщение, что 28 сентября около 07:00 мск по выходу из Баб-эль-Мандебского пролива в Аденский залив пираты атаковали российское судно с российским экипажем из 15 человек. Судно следовало на Дальний Восток. На борту находилась вооруженная охрана, укомплектованная бывшими спецназовцами Вооруженных сил России. Пираты атаковали российское судно, но были отбиты российской охраной. Считается, что это – первая известная коммерческая проводка судов под российской частной военной охраной.