Самые быстрые и самые медленные | Ненадежные инвестиции

Экономика – это разный для каждой страны набор секторов, которые по-разному реагируют на внешние шоки. Темпы роста по-разному соотносятся с динамикой отдельных секторов, сектора имеют разную волатильность, то есть изменяется риск, который несет состоящая из них экономика.

Решив задачу оценки всего этого многообразия, можно понять, почему так по-разному страны переживают кризис.

Можно провести аналогии между отраслей экономики и портфелем финансовых активов, с его двумя основными характеристиками – доходность и риск – и портфелем отраслей, который характеризуется темпами роста и волатильностью . И представить себе набор отраслей — оптимальный с точки зрения либо надежности, либо прибыли, либо сочетания этих «инвестиционных стратегий». И так вычислить структуру экономики, при которой она будет устойчиво и динамично развиваться.

САМЫЕ БЫСТРЫЕ И САМЫЕ МЕДЛЕННЫЕ

Некоторые сектора могут тянуть экономику за собой, другие, наоборот, реагируют с запозданием на изменения, третьи, вообще обладают циклической устойчивостью. Это может быть связано с ориентацией их на разные источники конечного спроса – потребление домохозяйств, инвестиции, экспорт, госзакупки. Известно, в частности, что, как правило, инвестиции и частное потребление сильно коррелируют с общеэкономическим циклом (расхождение отмечено разве что в Японии), госрасходы ацикличны, а экспорт имеет разную зависимость от цикла в разных странах. Таким образом можно выделить наиболее устойчивые и наиболее динамичные сектора или их группы, которые опираются на определенные источники спроса. И попробовать понять, насколько структура экономики предопределяет ее устойчивость и темпы развития. Для исследования устойчивости можно использовать данные по годовым индексам промышленного производства разных стран за период с 1970 гг., предоставляемые проектом EU KLEMS. В среднем для индустриально развитых стран за наблюдаемый период темп роста ВВП составлял 2,6%, промышленности – 2,7%. Больше всех оторвались от этого среднего значения производство электрооборудования (в среднем за год – рост 5,2%), а также транспорт и связь (4%) и электроэнергетика (3,5%). Производство электрооборудования и оптики переживало особенно сильный бум в Финляндии и США, где оно выросло с 1970-го на два порядка. В других развитых странах Европы рост составил 5 – 6 раз. Темпы роста транспортной отрасли были относительно равномерными, то же можно сказать об электроэнергетике, за исключением лидера – Австрии, где объем производства в этой отрасли вырос за 35 лет более чем 5 раз, и аутсайдера – США, где прирост составил скромные 36%. Самой отстающей отраслью оказалась добыча полезных ископаемых. Она росла лишь на 1% в среднем за год – в разы медленней секторов-лидеров. Не намного лучше показали себя строительство и сельское хозяйство, где среднегодовой прирост составлял около 1,3%.

Темпы роста и волатильность секторов экономики
в среднем за последние 30 лет
%

ИСТОЧНИК: ЦЕНТР РАЗВИТИЯ

НЕНАДЕЖНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

Поиск самых устойчивых секторов можно провести, вычисляя отклонения от среднего значения в темпах роста за последние 30 лет. Наиболее надежной можно назвать пищевую промышленность – у нее не было неожиданных резких провалов за последние десятилетия. Это неудивительно – даже на современном российском примере мы видим, что и в кризис продукты питания остаются востребованными. Сравнительно устойчивы также транспорт и связь, торговля, строительство, электроэнергетика, сельское хозяйство. А больше всего неожиданных и глубоких спадов за последние тридцать лет было отмечено в добывающей промышленности. За ней следуют производство транспортных средств и электрооборудования. Таким образом, наиболее устойчивые сектора – те, которые опираются на частное потребление. Куда более волатильны экспортоориентированные отрасли и отрасли, опирающиеся на инвестиционный спрос. Золотой серединой в таком «портфеле» является транспорт и связь – быстро растущая и при этом устойчивая отрасль, находка долгосрочного инвестора. Подобное можно сказать и об электроэнергетике. Производство электрооборудования очень волатильно, но и растет очень быстро – на нее бы опирался портфель тех, кто готов пойти на риск ради высокой прибыли. Подобный «портфель» себе избрали некоторые «азиатские тигры», и пока он себя оправдывает, даже несмотря на тяжелый кризис 1997 года. А что же Россия? Когда говорят о российской экономике, прежде всего на ум приходит добыча полезных ископаемых. Согласно официальным данным, она у нас составляет не более 10% ВВП и не более трети промышленности. Это тоже много, но на самом деле, скорей всего, ее доля выше: трансфертное ценообразование и занижение экспортных цен на протяжении многих лет занижали долю добычи в ВВП. Если исключить искажения, то получится, что доля одного только нефтегазового комплекса в промышленности в 2000-х приближается к 50%. Получается, что наша экономика опирается на ту самую отрасль, которая является с большим отрывом самой волатильной, рискованной и при этом самой медленно растущей. Этот опыт дан нам и в собственных ощущениях – после бурного роста за счет загрузки прежних мощностей вот уже несколько лет добыча стагнирует. Ни один разумный инвестор не взял бы в свой портфель бумагу с наибольшим риском и наименьшей прибыльностью. А в российском «инвестиционном портфеле» чуть ли не большая часть активов – это добыча. Не стоит удивляться, что наша экономика – один из мировых чемпионов по падению. Удивительно только, что для многих такой поворот событий оказался неожиданностью.