На месте крушения самолета «Фалькон» в аэропорту Внуково.

На месте крушения самолета «Фалькон» в аэропорту Внуково.

Стоп-кадры с видео с сайта СК РФ / ТАСС

Причины катастрофы, в которой погиб глава французской нефтяной компании Total Кристоф Де Маржери, пока только выясняются. Замминистра транспорта Валерий Окулов заявил, что трагедия стала результатом «раздолбайства», а глава Следственного комитета Владимир Маркин назвал ее «преступным попустительством должностных лиц», в котором за халатностью рядовых сотрудников стоят более высокие руководители. Эти заявления кажутся особенно резкими, учитывая уникальный статус аэропорта и расположение властей, которым пользуется руководство компании. 

Злая ирония судьбы в том, что место авиакатастрофы – бизнес-терминал Внуково-3 – любимая игрушка менеджмента аэропорта. На нее с конца 1990-х годов тратились доходы от смежных бизнесов, ее обильно орошали деньгами правительства Москвы. Еще недавно представители Внуково извлекали большую пользу из тесных отношений с властью. В отличие от государственного Шереметьево и полностью частного Домодедово в аэропорту Внуково с 2004 года действует частно-государственное партнерство. В результате этого партнерства московские власти вложили в развитие терминалов и другой инфраструктуры, по разным данным, до 60 млрд рублей. А основные доходы получали сервисные компании, подконтрольные частным собственникам.

Внуково: кто есть кто?

Структура собственников аэропорта Внуково – это и квест, и насмешка над словами Владимира Путина, который прошлым летом потребовал от участников проектов Московского авиационного узла регистрироваться в российской юрисдикции и раскрывать конечных владельцев. 

Обслуживанием пассажиров занимаются ОАО «Аэропорт Внуково» и ОАО «Международный аэропорт Внуково». Оба частично находятся в федеральной собственности: первое на 75%, второе на 25%. Основным владельцем ОАО «Международный аэропорт Внуково» является ОАО «Авиационно-нефтяная компания» (АНО). Она же владеет ЗАО «Виппорт» (как раз обслуживает бизнес-джеты), топливо-заправочным комплексом и рядом других компаний в аэропорту. Главные собственники АНО – кипрские офшоры «Моримото лтд» и «Ситхеркорп энтерпрайсес лтд». Они, в свою очередь, принадлежат Corwell Finance Ltd, зарегистрированной на Британских Виргинских островах. Следы частной доли в ОАО «Аэропорт Внуково» в конечном счете приводят туда же. И ЗАО «Центр бизнес-авиации» (тоже занимается бизнес-джетами) контролируется теми же собственниками. В общем, государство владеет аэропортом Внуково совместно с британско-виргинским офшором, причем у последнего большая доля.

Блуждая по юридическим закоулкам, натыкаешься на любопытные пересечения: те же кипрские офшоры в свое время частично владели ООО «Фирма "Сириус"», то есть знаменитой сетью «Якитория». Это объяснимо: Лев Кветной, совладелец ресторанов, одно время входил и в число собственников аэропорта.  

Бизнес-авиация – один из приоритетов аэропорта Внуково. Фото: Марина Лысцева/ТАСС

По информации газеты «Ведомости», на середину лета 2014 года список частных хозяев Внуково выглядел следующим образом: 82% у бизнесмена Владимира Скоча, отца миллиардера и депутата Госдумы от «Единой России» Андрея Скоча; 18% – у Виталия Ванцева, топ-менеджера, председателя совета директоров ОАО «Международный аэропорт Внуково», члена совета директоров ОАО «Аэропорт Внуково». Впрочем, ни отец, ни сын Скочи не имеют отношения к оперативному управлению. А вот Виталий Ванцев сделал аэропорт Внуково таким, какой он есть сейчас.