Новый сервис «Цены на автомобили «от» и «до»», разработанный совместными усилиями Slon.ru и АА «Автостат», позволяет в режиме реального времени следить за изменениями цен на новые автомобили. Мне он кажется очень полезной «игрушкой». С одной стороны, ее могут использовать для своих целей обычные автовладельцы – и не только те, кто хочет купить новую машину. Многим наверняка хотелось бы знать, насколько изменилась цена на их «ласточку», – и приготовиться заработать или потерять при перепродаже (оценить стоимость вашей старой машины можно на калькуляторе Slon.ru ). С другой стороны, и для участников рынка этот инструмент крайне интересен. Например, как видно из графиков, уже не за горами масштабные сезонные распродажи. Выступая на конференции «Росавтодилер-2010» в августе главный управляющий директор розничного направления ГК «Рольф» Сергей Щербинин пообещал, что нас ждет очень интересный IV квартал. Мы его дождались, и похоже, что все самое интересное уже начинается. Произошел небольшой сброс цен на Nissan X-Trail. Снижены цены на новинку этого года – BMW 5-series. Стало быть, стоки у компаний появились. Появился и товар на продажу. Теперь дело за малым – найти покупателя. Так что в нашем автомобильном модном доме – сезон распродаж, можно считать, открыт. Но не все корректировки цен связаны с временем года. В ряде случаев мы имеем дело с работой над ошибками. Простой пример: когда Toyota вывела на рынок новый Avensis, взрыва его продаж добиться не получилось. Собственно, это было очевидно: мешала конкуренция с Camry. Чтобы Avensis продавался, нужна другая цена. И не случайно президент российского офиса Toyota Такеси Исогая говорил о том, что очень хочет расширить производство на заводе компании в Санкт-Петербурге как раз за счет таких моделей. Что мы видим теперь? В сентябре цена Avensis снизилась. И это вернее всего говорит о том, что фактически в компании признали свою неправоту. И хотя цена пока пересмотрена только на автомобиль в базовой комплектации, это первый шаг к решению проблемы. В целом за сентябрь цены на иномарки подросли. И пусть расценки увеличиваются гораздо медленнее, чем раньше, даже 0,1% роста – это тоже результат. Некоторые производители серьезно пересмотрели свою ценовую политику. Так, к примеру, в случае с Subaru Impreza удорожание было достаточно существенным. Но при всем этом Subaru остается нишевой маркой. Есть еще одна интересная цифра, но она характерна лишь для Volkswagen. В августе компания повысила цены на Golf (на 52 000 руб. в базовой комплектации). В сентябре концерн снова опустил цены. Что произошло? Можно было бы подумать, что мы имеем дело с «диверсией» непутевого менеджера. Но на самом деле так компания готовится к сезону активных корпоративных продаж. Вспомним, Golf был очень популярен в третьем-четвертом поколениях. Добиться тех же успехов машинам пятого и шестого поколения не удается. Причина, конечно, в цене. В России пока важнее то, сколько стоит машина, чем то, под каким брендом она продается. Однако Golf неплохо покупают в корпоративные парки. И все потому, что в случае с юрлицами все слишком зарегулировано. Ведь если есть решение штаб-квартиры о том, что российское отделение, как и все остальные, работает с той или иной маркой, и райдер, что положено тому или иному менеджеру по статусу, никаких проблем нет. Благодаря этому Golf имеет отличные от нуля продажи. А самое жаркое время для корпоративных продаж на авторынке наступает в ноябре–декабре: компании «подбивают» бюджеты, стремясь истратить остатки на закупку новых машин. И VW, вернув цены на прежний уровень, тем самым подготовился к декабрьской «жатве». Хотя благодаря предыдущему повышению цен корпоративная скидка нивелируется, и фактически концерн будет продавать машины корпоративным клиентам по тем же ценам, что и частным лицам.