Как заявил вице-премьер Сергей Иванов, до начала 2012 года будут введены 25%-ные импортные пошлины на мобильные телефоны и навигаторы, не оснащенные микрочипами для работы с системой ГЛОНАСС. «Если мобильный телефон будет с ГЛОНАСС – то не будет никаких пошлин, а если только с GPS, то, мы прикинули, – где-то 25%». Иванов также отметил, что с устройств с поддержкой двух систем навигации – ГЛОНАСС и GPS – таможенные пошлины взиматься не будут. Речь идет только об устройствах, оснащенных лишь GPS-модулями. Введение таможенных пошлин на ввоз GPS-устройств – «это не принуждение, а мотивация», считает вице-премьер.
Очевидно, что мзду будут брать не со стоимости GPS-чипа, а со стоимости всего устройства. При такой пошлине цена устройств с GPS-чипом может вырасти примерно на треть. В зоне риска оказываются не только навигаторы, но и смартфоны, коммуникаторы, большинство планшетов, некоторые фотокамеры и даже продвинутые сотовые телефоны.
Сегодня без GPS-чипов продаются только мобильники из низкого ценового сегмента. Конечно, продвинутые телефоны занимают на рынке заметно меньшую долю, чем дешевые. Можно даже применить к рынку сотовых телефонов правило Парето: продвинутые модели занимают 20% рынка в штуках, но при этом 80% в рублях. Сегмент продвинутых трубок из-за подорожания будет сужен в штуках, но, возможно, его объем несколько возрастет в денежном выражении. Покупатель же будет вынужден платить за мощное современное устройство заметно большую цену. Но никакого развития российского рынка в результате не произойдет: доходы от «сверхцен» не станут сверхприбылью торговых компаний, не пойдут на развитие каналов продаж или на совершенствование сервиса. То есть абоненты, заплатившие дополнительные деньги, никакого «extra value» не получат даже в перспективе.
Иванов рассчитывает, что пошлины стимулируют расцвет ГЛОНАСС. Сильно сомневаюсь. До сих пор не существует ГЛОНАСС-приемника, который обладал бы одновременно и достаточно малыми размерами и низкой энергоемкостью, чтобы его можно было интегрировать в современные мобильные устройства. Их нет даже для автомобильных или пешеходных навигаторов, не говоря уже о смартфонах или коммуникаторах.
В июле КБ «Навис» на выставке «Навитех 2010» продемонстрировало первый ГЛОНАСС-приемник в чипе, выполненном по технологии 90 нм и почти отвечающем современным требованиям, но о его массовом производстве пока ничего неизвестно. Интересно, что производство должно было быть развернуто на заводах японской Fujitsu . При размещении заказа на китайских предприятиях слишком быстро появились бы «клоны» приемника, а передать производство российским предприятиям не рискнули. Показательная история: разместить заказ на производство современного массового чипа у нас негде, да и сам чип разрабатывает негосударственная структура на негосударственные же деньги.
Предположим, что соответствующие чипы будут запущены в массовое производство, и уже в обозримом будущем бойкие китайцы наладят производство устройств с поддержкой ГЛОНАСС, которые получат титулы «российских» коммуникаторов и навигаторов. Смогут ли эти нишевые девайсы (разработанные и производимые для одного, не самого крупного, локального рынка) своим удобством, качеством и функциональностью конкурировать с продукцией мировых брендов – Apple, Nokia, Sony Ericsson, Blackberry и других? Ответ очевиден.
Остается единственный вариант: гибридные GPS/ГЛОНАСС-устройства. Судя по реакции зарубежных производителей, как, когда и откуда появятся соответствующие их стандартам чипы, для них тоже остается загадкой. В любом случае разработчикам придется, фигурально выражаясь, в рамках одного девайса «скрестить ежа и ужа»: ГЛОНАСС-приемники первого поколения и GPS-приемники, прошедшие в своем развитии пять–шесть поколений. Возможно, такие «комбо-системы» будут обеспечивать лучшее позиционирование в условиях плотной городской застройки; например, данные, получаемые от двух систем, позволят определять координаты даже в условиях, когда из-за домов и путепроводов навигационный девайс, поддерживающий только одну систему, не «увидит» нужное количество спутников и, соответственно, не сможет определить местоположение. Но для большинства пользователей такое специфическое конкурентное преимущество будет малоактуальным.
Итак, массовое производство ГЛОНАСС-приемников для мобильных устройств возможно только заграницей, устанавливать их будут в девайсы, выпускаемые на китайских фабриках (на территории страны, в лучшем случае, будут выполнять отверточную сборку), а основной рынок сбыта комбо-навигаторов – даже если такие появятся и окажутся востребованными – мегаполисы Америки, Азии и Европы. Где еще, кроме Москвы и Петербурга, в России есть плотная городская застройка? Более того, развитие пользовательских ГЛОНАСС-устройств в конечном счете будут определять инженеры, специалисты по производству и маркетологи за пределами нашей страны. Спрашивается, кому хочет помочь вице-премьер Иванов?