Недавно все прогрессивное человечество отпраздновало Хеллоуин – американский ребрендинг древнекельтского Дня памяти предков. И если вы думаете, что в почти советской авторитарной Белоруссии про Хеллоуин не слышали, или что он там запрещен – вы ошибаетесь. В Минске с каждым годом все больше возможностей гламурно отмаскарадиться. Консервативные власти республики не то чтобы поддерживают новый праздник, но и не противятся ему. На популярном белорусском интернет-ресурсе «Тут.by» даже появилась карта-путеводитель культурно-массовых Хеллуинов. Демократии Европы и Америки должны быть довольны успехами своих миссионерских усилий по приобщению к мировой цивилизации пипла последней диктатуры. Но надо знать Terra incognita Belarus, чтоб не радоваться раньше времени. На самом деле белорусы не так просты, как кажутся на первый взгляд. Как Беловежская пуща и Полесье – едва не последние уголки первозданной природы Европы, так и белорусы – реликтовый народ. На протяжении всей своей истории белорусы без особого сопротивления принимали внешние атрибуты новых веяний, при этом полностью не открывая чужакам свою душу – такая вот тактика сохранения самобытности. Как ни старались иезуиты во времена Речи Посполитой перекрестить белорусов, дальше внешнего подчинения в виде временной церковной унии дело не пошло. Православные священники тоже не смогли отучить белорусов от вредных языческих привычек.

Вот эти живые языческие традиции и объясняют снисходительное отношение белорусской власти к Хеллоуину. Весенний праздник памяти предков у славян назывался Радуницей, а осенний, соответствующий Самайну – Дедами. Если Радуницу ещё помнят в России и на Украине, то Деды сохранились только у белорусов, и называются Дзядами. На Дзяды посещают кладбища, прибирают могилы близких, а потом достают из торб горячую пищу, чтобы вкусный пар долетел до «дзядов». Дома на столах на ночь оставляют еду и открывают форточки, чтобы духи предков, залетев в дом, увидели, что дети и внуки живут в достатке. Потому никто особо не возражает, когда молодёжь во время Дзядов скачет на дискотеках в нарядах ведьм и чертей, празднуя Хеллоуин, ведь это ничуть не противоречит белорусским традициям. Вообще, белорусы – народ сельский, и основная масса горожан только недавно покинула деревни. Почти в каждом белорусском селе на околице стоят украшенные рушниками кресты, а подальше от глаз, в лесочке имеется ещё и пара магических валунов. Про эти древние капища вслух не говорят, но к ним протоптаны тропинки. И ведьмы с ведьмаками в приличных деревнях есть. Не разные там сомнительные экстрасенсы, а настоящие – потомственные, такие, как в повести Куприна про полесскую Алесю. Сейчас эти Алеси перебрались в города, но влияние в народе имеют. И не просто так знаменитые «Песняры» на весь Советский Союз пели про волшебство Алеси. Отсюда вытекает покорность судьбе, подозрительность и консерватизм белорусов. В отличие от вечно бунтовавшей ополяченной шляхты простые белорусы были одними из самых верных подданных Царя. В Советском Союзе Белоруссия считалась самой «советской» республикой. И сейчас она наряду с прочими своими заповедниками является музеем социализма под открытым небом. Теперь, когда раскрыта одна из «интимных» особенностей белорусов, коротко о том, что больше всего сегодня интересует всех в предвыборной Белоруссии – о мистике и непотопляемости последнего диктатора Европы. Бесспорно, Лукашенко правит авторитарно. Но диктатор ли он в общепринятом понимании?! Пожалуй – нет, поскольку эта форма правления устраивает большинство. Власть в 1994 году он получил демократическим путём от народа, который желал вернуться в СССР. И потом его переизбирали и наделяли все большими полномочиями волей большинства белорусов. Если понимать демократию как власть, одобренную народом, то здесь все нормально. Даже сейчас, во время экономического и политического кризиса, по всем опросам за Лукашенко проголосует большинство. Провластные социологи говорят о 75%-ной поддержке действующего президента, оппозиционные выявляют 30% сторонников Лукашенко, что тоже не мало. Истина где-то посередине: примерно 45%, что превышает совокупное число тех, кто готов проголосовать за оппозиционных кандидатов на предстоящих президентских выборах 19 декабря.

В чем причина такого устойчивого высокого рейтинга Александра Григорьевича? Очевидно в том, что Лукашенко, родившийся, выросший, и полжизни проработавший на селе, для подавляющего числа белорусов – свой. И то, что он говорит на смеси русского и белорусского, и то, что он тыкает всем, и может наорать на министра – все это своё, понятное. А оппозиция – чужая. Разговаривает на искусственном белорусском литературном языке или на слишком правильном русском, а это не по-местному, и это настораживает белорусскую душу. Ещё во времена, когда белорусы входили в состав Речи Посполитой, то за свою лояльность они требовали одного – «старины не рушить». Лукашенко как раз это понимает и не меняет даже названия улиц. Вернул почти советские флаг и герб. И вот настали Дзяды с Хеллоуином. Перед праздником, было объявлено, что с первого ноября пенсионеры (почти треть электората) получат очередную прибавку к пенсии, а у бюджетников зарплата будет начисляться по новому тарифу и возрастёт на 31% . И основная масса белорусских избирателей 31 октября со спокойной душой поехала навестить дедов-предков. При этом посещение кладбищ было достойно организовано и обеспечено дополнительными автобусными маршрутами. За шесть недель до выборов такой «подарок», когда люди думают об усопших предках – запоминается. И молодёжи в это время не чинили препятствий отгулять Хеллоуин.


А вот как оппозиция отмечала праздник Дзяды. Состоялся митинг в память жертв сталинских репрессий, продолжившийся шествием с крестами через половину Минска на урочище Куропаты – к месту массовых расстрелов в тридцатые годы. Конечно, большевистский террор необходимо помнить. Но то, что из года в год оппозиция пытается связать Сталина и Лукашенко, выглядит натянуто, а в праздник Дзяды – даже не к месту. И уж совсем белорусам непонятны заявления одного из кандидатов в президенты Григория Костусева: «В этот день мы отдаём дань уважения предкам, которые боролись за Беларусь». Странно – откуда взялись борцы за независимость «Беларуси» в тридцатые годы? Кандидатов от оппозиции на предстоящих выборах будет необычайно много – целых десять, не считая семерых или девятерых добровольно сошедших с дистанции. Так власти решили показать Европе, что они чего-то добились не только с Хеллоуином. На шествие с крестами в двухмиллионном Минске пред выборами собралось человек 200 – на каждого кандидата по двадцать человек свиты. И все! Почему же так?! Ведь в оппозиции есть образованные и симпатичные люди, которые порой предлагают толковые программы развития. Оппозиционные эксперты объясняют народу, что теперешнее повышение пенсий и зарплат бюджетникам – это только предвыборная уловка, и она ещё всем аукнется, поскольку деньги берутся не из собственных ресурсов, а являются кабальными долгами. Все так, но люди предпочитают жить сегодняшним днём, а завтра – дзяды помогут. Как показывает очередной пример празднования Дзядов и Хеллоуина – оппозиция очень далека от народа, и поэтому делает массу тактических ошибок. По всей видимости, не пришло ещё время, когда белорусы выдвинут очередного своего лидера. Это поняли уже и в Москве, и в Европе, поэтому сбавили тон критики и начинают вести переговоры с действующим президентом о планах на будущее. А будущее определится совсем неожиданно, когда сам Лукашенко утеряет связь со своим народом. И первые знаки уже были – и о них подробнее в следующем посте. И кстати, вы в России отстали от жизни: «Батькой» белорусы Лукашенко уже не зовут.