СМИ сообщают о захватах коммерческих судов сомалийскими пиратами чуть ли не каждый день. Но есть еще одна тема, связанная с пиратами, которая не получает столь широкую огласку в российской прессе. Речь идет о том, как справляются с пиратской угрозой частные яхтсмены. Сомалийские пираты на прошлой неделе у берегов Кении захватили яхту с тремя гражданами Британии (по другим данным, гражданами ЮАР) на борту – семьей из трех человек. До 7 ноября дня судьба яхтсменов была неизвестна, но потом координатор программы помощи морякам Восточной Африки и главный переговорщик с пиратами Эндрю Мвангура сообщил, что местные жители и пираты подтверждают факт захвата. Яхта была переправлена к южному берегу Сомали, в район Бараве. Пираты решили доставить заложников: мужчину, женщину и мальчика – на берег, однако мужчина отказался, и его убили выстрелом в упор. Женщину и ребенка отправили на берег, где они сейчас – неизвестно. Брошенная яхта стоит вблизи берега. Два раза в год в мире происходит внушительная миграция яхт. Во время европейской зимы они направляются в теплые воды Индийского океана, а летом яхты перегоняются с Сейшельских и Мальдивских островов и Маврикия через Аденский залив и Суэцкий канал в Средиземное море. Время от времени яхты становятся легкой добычей для пиратов. Например, в апреле 2008 года сомалийские пираты захватили в Аденском заливе роскошную класса люкс французскую яхту Le Ponant, возвращавшуюся с Сейшельских островов. На ней находились 30 членов экипажа, в том числе 22 гражданина Франции, пассажиров в тот момент на борту не было. Яхта в итоге была взята штурмом французским спецназом. В июне 2008 года у побережья Сомали была захвачена немецкая яхта Rockall. Семья из трех немцев и один француз были взяты в заложники и увезены в горы, где их пытали, устраивали розыгрыши казни, всячески издевались. В плену они провели больше месяца. Первого октября 2010 года пираты напали на яхту друзей известного российского путешественника Федора Конюхова. В Аденском заливе пираты на трех скоростных лодках атаковали «Святую Викторию», на которой находился Конюхов и еще пять человек. Благодаря экипажу российского военного буксирного судна «СБ-36», сопровождающего яхту на опасном участке пути, атака была отбита огнем из стрелкового оружия. Но наиболее известной в мире остается история с захваченной в октябре 2009 года английской супружеской четой Чэндлер, совершавшей кругосветное путешествие. Несчастные пожилые англичане находятся в плену и по сей день, никто не спешит платить за них многомиллионный выкуп. Этот случай показателен, так как если о выкупе за грузовое судно и захваченную команду пираты ведут переговоры с судоходными компаниями, то решить вопрос об освобождении частных лиц, яхтсменов – довольно сложно. Кто будет платить выкуп за них, каких размеров, как его передавать – до сих пор неясно и не отработано. Именно эти соображения пока останавливают пиратов от массовой охоты на частные яхты. Но как ни странно,угроза столкновения с пиратами не отпугивает, а наоборот, привлекает многих, будоражит кровь и манит. Опасные воды в Аденском заливе окрестили «Аллеей Пиратов», и эта «аллея» вдруг превратилась в мировой экзотический аттракцион. В зарубежных СМИ периодически публикуются статьи о предлагаемых российскими компаниями круизах – «сафари на пиратов». Компании, организующие роскошные круизы у берегов Африки, предлагают российским олигархам под защитой вооруженной частной охраны «незабываемые приключения» по $6000 в день, за которые выдается автомат Калашникова и предоставляется шанс «пострелять по пиратам». Но если зарубежные сообщения о российских фантазиях больше из области слухов и баек, то в Европе к делу относятся серьезней. Каждый год многочисленные яхтсмены сокращают свой путь и идут в Средиземное море, не огибая Южную Африку, а именно через Аденский залив. Безопасностью их путешествий обеспокоены как Международная парусная федерация, так и силы EU NAVFOR, которые проводят семинары и переговоры с представителями яхтенного сообщества и не рекомендуют яхтсменам беспечно и без крайней нужды заходить в опасные воды. Яхтсмены, в свою очередь, недовольны вмешательством официальных организаций в их свободу передвижения и бездействием по предотвращению пиратства как такового. Обычной практикой предосторожности и взаимопомощи становится спонтанная организация так называемых яхтенных флотилий, которые стараются пересекать пиратские воды в строгой формации по предварительно согласованному плану. Идея такова: яхты идут плотной группой, постоянно видят друг друга, проводкой руководит человек, который знает эти воды как свои пять пальцев и хорошо знаком местным властям. У каждой яхты свой позывной, чтобы сбить с толку слушающих радиоволны пиратов. Переговоры между яхтами ведутся только посредством слабых портативных радиостанций, по ночам убираются все огни и прекращается вся излишняя активность в эфире. В случае пиратской атаки судна сразу же сообщают в эфир все детали происходящего и тем самым гарантируют своевременное извещение властей и военных об инциденте. Одним из организаторов таких конвоев является бывший офицер британских ВВС и бывалый яхтсмен Том Сэмпсон. В 2009 году он провел через воды Аденского залива 22 яхты с экипажами из 17 стран. Он недоумевает, почему военные с большим вниманием относятся к коммерческим судам, но не защищают частные яхты. «Мы платим налоги так же, как и все», – возмущается он. Свои рекомендации по организации яхтенных флотилий Том выложил в интернет и каждый может ознакомиться с его советами и рассказами. Тем не менее, даже проход в группе заставляет экипажи изрядно потрястись от страха. В 2009 году мини-флотилия с ужасом слушала на радиоволнах, как пираты захватывают коммерческое судно в 30 милях от них, а старые ржавые рыбацкие лодки сомалийцев, которые устремились к белоснежным западным яхтам с целью выклянчить немного сигарет, напугали экипажи до смерти и посеяли панику. Строгая формация была сразу же нарушена, эфир наполнился криками о помощи, и все яхты бросились врассыпную. Зато финальное прибытие в безопасный порт становится событием. Яхтсмены с размахом отмечают свое путешествие, организовывают шумные вечеринки в барах, выдают сами себе памятные сертификаты с изображением черепов и скрещенных костей, отрываются по полной и рассказывают небылицы о том, как они уходили от пиратов. Пока для многих яхтсменов прогулка по «Алее Пиратов» выглядит лишь веселым и опасным приключением, но с огнем из РПГ и автоматов вряд ли стоит шутить. Никто не застрахован от участи четы Чэндлеров или психологически травмированных на всю жизнь немцев с яхты Rockall. И это в лучшем случае.
Пиратские каникулы
Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Проект «Republic» либо касается деятельности иностранного агента Проект «Republic»
Как яхтсмены отдыхают у сомалийских разбойников
Из-за новых требований российского законодательства нам приходится удалять некоторые комментарии — для безопасности участников дискуссии и сотрудников Republic.
Загрузка комментариев
Загрузка...