Косовский Термидор | Засланный косовар | Реставратора Кремля в премьеры

По закону всех революций за победой над общим врагом следуют разборки между своими. Вот и в Косово на этой неделе начались аресты соратников главы правительства Хашима Тачи.

КОСОВСКИЙ ТЕРМИДОР

К 3 декабря под стражу были взяты двое соратников нынешнего косовского премьер-министра. Речь идет об арестованных в начале этой недели бывшем сотруднике косоварской разведслужбы SHIK Назиме Блаце и Аземе Сульи, в прошлом – министре обороны Косова, а ныне – вице-председателе правящей Демократической партии Косова (ДПК), возглавляет которую как раз Хашим Тачи. Оба деятеля обвиняются в политических убийствах на территории края – их жертвами становились нелояльные Хашиму Тачи албанцы и свидетели, готовые давать показания против руководителей Армии Освобождения Косова (АОК, она же UCK) перед Гаагским трибуналом. Наблюдатели уверены в том, что аресты приближенных Тачи говорят о шатком положении бывшего лидера АОК: не исключено, что его дни на месте главы кабинета министров Косова сочтены, а политическая карьера закончена. История с причастностью функционеров ДПК к политическим убийствам начала раскручиваться еще на прошлой неделе, когда в краевые СМИ попал компакт-диск с заснятым на нем признанием Назима Блацы в том, что он участвовал в убийстве 17 человек, большинство из которых являлись функционерами конкурирующей с ДПК Демократической лиги Косово (ДЛК), которую возглавлял ныне покойный президент края Ибрагим Ругова. Кроме того, по словам Блацы, объектами для «эскадрона смерти», в состав которого он входил, являлись и свидетели, готовые выступить на стороне обвинения в процессах над бывшими членами АОК в Гаагском трибунале. В качестве заказчиков убийств раскаявшийся косовский разведчик обозначил бывшего главу минобороны Косова и экс-лидера парламентской фракции ДПК Азема Сульу, отставного ныне директора SHIK и функционера ДПК Джавита Халития и ряд других высокопоставленных соратников Хашима Тачи. Неудивительно, что первой на публикации косовской прессы отреагировали не местные правоохранительные органы, а евросоюзовская полицейская миссия EULEX, призванная строить в Косово правовое государство. Уже в понедельник европолицейские арестовали Назима Блацу, а к вечеру косовская полиция, по настоятельной просьбе прокурора EULEX Элизабет Арнал, задержала и Азема Сульу по обвинению в организации политических убийств.

ЗАСЛАННЫЙ КОСОВАР

Уже после этого выяснилось, что Назим Блаца сотрудничал со следователями EULEX и миссии ООН с весны текущего года, а утечка информации об убийствах и их заказчиках в СМИ была спланированной акцией: требовался повод для начала арестов подозреваемых функционеров ДПК. Уже во вторник Блацу, являющегося главным свидетелем по скандальному делу, выпустили из тюрьмы под домашний арест, при этом охрану дома взяли на себя представители EULEX и натовской военной миссии KFOR. Местным силовикам иностранные следователи доверить столь важную птицу, видимо, не решились. По словам источника Slon.ru в приштинском филиале миссии ООН, уже в ближайшее время можно ожидать арестов других фигурантов видеопризнания бывшего штатного ликвидитора SHIK. Как рассказал собеседник Slon.ru, постоянно живущий в Приштине, в настоящее время на улицах города находятся усиленные патрули, состоящие из местных полицейских, сотрудников EULEX и военнослужащих KFOR, – судя по всему, власти опасаются возникновения масштабных беспорядков. О своем желании помочь следствию в Приштине уже заявили представители сербской спецпрокуратуры по военным преступлениям. «Мы уже знакомы с обвинениями, выдвинутыми Блацей, и располагаем дополнительными доказательствами вины подозреваемых», – сообщил Slon.ru пресс-секретарь этого органа Бруно Векарич. По словам Векарича, официальный Белград готов оказать представителям EULEX всю необходимую в расследовании помощь, и добавил, что в распоряжении спецпрокуратуры находятся показания 26 свидетелей, которые рассказали о причастности официальных структур албанской администрации Косова к ликвидации потенциальных свидетелей в процессах против албанских полевых командиров в Гааге.

РЕСТАВРАТОРА КРЕМЛЯ В ПРЕМЬЕРЫ

Сам Хашим Тачи пока что сохраняет спокойствие: в среду он провел встречу с главой миссии EULEX Ивом де Кермабоном, после которой заявил, что сделает все, чтобы обвинения, выдвинутые против его соратников бывшим сотрудником косовской спецслужбы, были «объективно изучены». «Привлекает внимание тот факт, что дело, которое расследуется уже несколько месяцев, было предано огласке вскоре после выборов в Косово, в результате которых Тачи, несмотря на усилия оппозиции, остался во главе исполнительной власти», – прокомментировал ситуацию Slon.ru аналитик Института политических исследований (Белград) Александр Павич. По мнению эксперта, речь идет о конфликте между двумя кланами косовских албанцев, один из которых возглавляет Тачи, а второй – его бывший соратник по АОК, экс-премьер края Рамуш Харадинай. «Конфликт между двумя бывшими лидерами АОК длится уже несколько лет, и для победы в нем все средства хороши». В похожем ключе высказывается и его коллега из Приштины, албанский политолог Скельзен Маличи. По его словам, на внутриалбанский конфликт указывает тот факт, что одной из первых признания Блацы опубликовала одна из ведущих газет Косова – «Коха Диторе». «По всей видимости, Тачи, за которым уже несколько лет тянется шлейф из обвинений в убийствах и торговле наркотиками, лишился былого расположения представителей мирового сообщества. К тому же идея сменить одиозного руководителя на фоне начавшихся слушаний по делу о независимости Косова в Суде справедливости ООН была бы вполне удачным маркетинговым ходом», – уверен Маличи. В качестве одного из претендентов на освобождающееся место премьера может всплыть хорошо известный в Москве бывший подрядчик по реставрации Кремля Беджет Пакколи, возглавляющий партию «Новый альянс Косова» и уже пытавшийся сколотить правящую коалицию после минувших выборов. В его биографии, в отличии от Тачи и Харадиная, нет кровавых пятен, да и с международным сообществом ему, гражданину Швейцарии, уехавшему из Косова еще до войны, говорить будет проще.