Осьминоги по-пхеньянски | Еды хватит | Пересмотр планов | Валюта в Северной Корее | Капиталистические рынки | Экономическая фантастика
«Шоковая терапия» в северокорейской экономике, начатая в 2002 г., закончилась новым шоком: власти КНДР объявили о прекращении оборота старых банкнот с множеством нулей и обмене их в течение одной недели на новые. Причем ограничили объем денег, подлежащих обмену. Попытка изъять скопившиеся на руках у населения деньги – удар по зародившейся прослойке северокорейских нуворишей, наживших состояния на частной торговле. Теперь ее будут сворачивать, а конечная цель отката назад пока неясна. Впрочем, для большинства российских читателей сам факт того, что в Северной Корее есть частная торговля и свои богатеи, которых (как премьер Валентин Павлов под конец СССР) правительство пытается лишить «нетрудовых» денег путем внезапной замены банкнот, – уже откровение.
Специалисты и просто те, кто копал чуть глубже привычных штампов, знали о ростках северокорейского капитализма и сравнивали их с начальным этапом китайских экономических реформ в начале 1980-х. Некоторые эксперты довольно уверенно предрекали вступление КНДР на китайский путь. Но не успели экономические реформы начаться, как Ким Чен Ир повел наступление на свой НЭП.

ОСЬМИНОГИ ПО-ПХЕНЬЯНСКИ

На перекрестке прямо напротив отеля «Корё» в центре Пхеньяна у одноэтажного ряда киосков торговля шла полным ходом, когда в апреле этого года автор этих строк посетил КНДР после 10-летнего перерыва. Главное – было что покупать – десятки наименований продуктов питания: свинина, осьминоги, камбала, печеные утки, маринованные овощи и напитки. Разница с тем, что было 10 лет назад, впечатляла. На фоне сообщений об ухудшении экономической ситуации и свертывании рынка, картина у главного в Пхеньяне отеля выглядела куда более позитивной. Если не обращать внимания на цены. Вспомнился «коммерческий» «Новоарбатский гастроном» в годы советской перестройки, когда туда выбрасывали товар по таким ценам, что на прилавки можно было только смотреть.

В пхеньянском съестном ряду ценники ошеломляли не меньше. Свинина стоила 4000 вон за килограмм – это почти месячная зарплата рабочего, а для покупки печеной утки потребовалось бы три зарплаты! Но товар не залеживался на прилавке, его охотно раскупали. Значит, денег у народа было значительно больше, чем можно было предположить. Я взял такси, чтобы съездить поужинать. Водитель никогда не повезет иностранца, если при нем нет сопровождающего корейца. Искать сопровождающего не надо: к прибывающим в Пхеньян гражданам иных государств по-прежнему обязательно приставляют гида. О цене договорились заранее – $4 вся поездка. Пока ехали, рассуждали о корейской кухне, и я заикнулся, что очень люблю осьминогов. Водитель, явно довольный платой за проезд, остановился около одной из палаток и купил для меня в подарок пластиковый контейнер маринованных осьминогов за 4000 вон. Теперь послабления, позволившие заметно улучшить положение с продовольствием по сравнению с 90-ми годами, отменяются. Местная пропаганда стремится убедить читателей, что ситуация в экономике нормализована и созданы «материальные условия для искоренения инфляции».

ЕДЫ ХВАТИТ


Необходимость перемен северокорейская власть впервые ощутила после развала социалистической системы. Многие заводы КНДР были вплетены в эту систему и строились с помощью СССР и других «братских» стран, чтобы производить детали машин и механизмов под заказ. Но в начале 90-х заказы прекратились, заводы встали, оказавшись бесполезными. А на переделку производства средств не оказалось. На этом напасти не кончились – после смерти первого вождя Ким Ир Сена на страну обрушились сменявшие друг друга засухи и наводнения, а политический климат вокруг КНДР стал невыносимым для нового лидера страны Ким Чен Ира. В Южной Корее, США и других странах рассчитывали, что он не продержится и двух лет, все в стране рухнет и колыбели идей «чучхе» не станет. Но режим боролся за выживание и выстоял. По оценкам южнокорейских экспертов, в 2008 г. производство продуктов питания в КНДР достигло 4,31 миллионов тонн. Это рекордный рост – на 7,5% по сравнению с годом ранее. А производство электроэнергии возросло примерно на 10%. Через совместные (прежде всего с Южной Кореей) проекты развития природных ресурсов КНДР получила сырье для легкой промышленности (главным образом, производства мыла и обуви) на $70 млн в 2007 году и $10 млн в 2008 году. Производство зерна подскочило на 300 000 тонн по сравнению с 4,31 млн тонн в 2007 г. (Рекордный урожай был в 1979 – 1980 годах – 9 млн тонн зерна).

Северной Корее требуется 5,2 млн. тонн зерна в год, урожай 2009 г. оценивается в 4,9 – 5 млн. тонн. То есть нехватка составит только 200 000 – 300 000 тонн. В 2008 г., когда стране не хватало 790 000 тонн зерна. Такой рост был достигнут в основном за счет обновления оборудования на предприятиях, международных поставок топлива для электростанций в обмен на замораживание и вывод из строя объектов в ядерном центре в Йонбене, поставок сырья из Южной Кореи, и благодаря хорошим погодным условиям. А экономические – не реформы, это было бы слишком громко сказано, а корректирующие меры стали приниматься после того, как в 1993 г. завершился семилетний срок очередного плана развития народного хозяйства, и впервые даже пхеньянское руководство было вынуждено признать, что целый ряд поставленных задач оказался невыполненным. Согласно тогдашним данным министерства Южной Кореи по делам национального объединения, в период семилетки ежегодный рост производства в КНДР составил в среднем минус 1,3%. Как ни крути, до сих пор в КНДР не достигнута цель, обещанная Ким Ир Сеном еще в 1964 году, – чтобы каждый северокореец ежедневно ел белый рис и суп с мясом, жил под черепичной крышей и носил шелковые одежды. Наоборот, с 1992 года стало нерегулярным нормированное распределение продовольствия, благодаря которому жители КНДР централизованно получали по карточкам продукты питания и предметы первой необходимости. Наоборот, они стали получать некоторые продукты сначала раз в месяц, а затем – раз в два – три месяца. С августа 1993 г. снабжение прекратилось вовсе. Об этом говорили на пресс-конференции в Сеуле перебежчики из КНДР. По их данным, за обеденным столом в провинциях порой приходилось довольствоваться лишь заваренным из кукурузной муки клейстером, в который для вкуса добавляли квашеную капусту с красным перцем. Кое-как выходили из положения, выменивая в деревнях на рис купленные в кооперативных магазинах носки, полотенца, парфюмерию.

ПЕРЕСМОТР ПЛАНОВ

В июне 1996 г. впервые в Северной Корее была разрешена фактически частная уличная торговля готовыми продуктами питания. На пхеньянских улицах и загородных дорогах я видел, как появились первые матерчатые киоски и лотки со съестным (печенье, пирожки с овощами) и сладкой водой. Благодаря им северокорейские жители могли не дожидаться скудной пайки от централизованного снабжения, а свободно поесть прямо на улице – были бы деньги. Такую торговлю разрешили вести надомным бригадам, которые раньше занимались мелким производством, но не могли торговать напрямую. Теперь такая возможность им была предоставлена. С полученной выручки надо было выплачивать 10-процентный налог. Цены у надомников были на 30 – 40% ниже, чем на рынках. С 1996 г. в стране изменилась система планирования и распределения продукции в сельскохозяйственном секторе. Раньше планы в сельском хозяйстве составлялись на основе ожиданий рекордного урожая. Теперь же за основу плана каждого хозяйства стали брать средний показатель за последние 10 лет. Перемены коснулись и прежней системы звеньевого подряда в государственных и кооперативных хозяйствах. Прежде выращенный каждым звеном урожай отдавался государству, за исключением 10 – 20% от сверхплановой продукции. С 1996 г. звенья получили уже 100% урожая, выращенного сверх плана, к тому же приближенного к конкретным реалиям. «Тихие реформы» были направлены на то, чтобы начать использовать рычаги материальной заинтересованности производителей и накормить население. Но этого оказалось недостаточно, и руководству пришлось принимать дополнительные меры.

ВАЛЮТА В СЕВЕРНОЙ КОРЕЕ

После того, как рухнула система распределения, а в магазинах покупать стало нечего, развалилась вся финансовая система страны. В 2001 г. на пятой сессии 10-го созыва Верховного народного собрания были утверждены «Меры по совершенствованию и усилению экономического управления в соответствии с насущными требованиями социалистического общества», которые начали реализовывать с 1 июля 2002 года. Меры предусматривали резкую девальвацию воны, выпуск новых банкнот и облигаций. В августе 2002 г. Северная Корея подняла официальный курс доллара с 2,15 вон до 150 вон, учитывая, что на черном рынке доллар стоил 200 вон. То есть курс стал более реалистичным, чем раньше. Одновременно были подняты цены и заработная плата. Причем, если курс доллара вырос в 75 раз, то зарплата – примерно в 20 раз. Но «черный» курс доллара также резко вырос. В феврале 2002 года – 220 вон, через год уже 670 вон, а в июне 2003 года уже 920 вон, дальше – больше. В начале этого года за доллар США на черном рынке давали до 4000 вон, то есть размер месячной зарплаты рабочего. Обращение денег в КНДР действует по следующей схеме: центральный банк выдает деньги организациям и компаниям, те выплачивают зарплату и пенсии населению, деньги населения поступают через торговлю в государственные магазины, откуда снова сдаются в центральный банк. После того, как в стране появились частные торговцы, схема перестала работать. У людей, которых условно можно было бы назвать предпринимателями, стали скапливаться деньги. Которые они не спешили нести в госбанк. В 2003 г., с мая по ноябрь, правительство КНДР выпустило облигации госзайма, чтобы инвестировать свободные средства в экономику. Как отмечала газета «Нодон синмун» 30 марта 2003 г., «правительственный заем направлен на получение необходимых фондов для модернизации народного хозяйства и стимулирования производства в соответствии с требованием эры промышленности, ориентированной на современные информационные технологии». Покупка большого числа облигаций рассматривалась как проявление патриотизма ради построения «могучей державы». Облигации беспроцентные, и выгоду от них можно было получить, только если номер бумаги выигрывал в специальной лотерее. Помимо изъятия «лишних» денег у населения, выпуск облигаций преследовал и еще одну цель – сдержать инфляцию, которая в год составляла несколько сотен процентов. Гиперинфляция стала возможна лишь с отходом от жестких принципов государственного ценообразования. С начала ценовой «реформы» в 2002 году цены на зерно, топливо, электричество, транспорт, а заодно и стоимость аренды жилья выросли в Северной Корее в десятки и даже сотни раз. Если ранее расчет цены на рис основывался на затратах на его производство, то с реформой к тому же стали учитывать цены на мировом рынке и спрос, хотя ценообразование все равно осталось под контролем правительства. Правда, некоторые предприятия получили возможность сами устанавливать цены на продукцию по стандартам, принятым властями. В июне 2002 г. килограмм риса стоил на рынке 47 вон, к маю 2003 года – уже 230 вон.

КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЕ РЫНКИ

Существенные изменения коснулись крестьянских рынков или «чанмадан», как их называют корейцы. Они были учреждены в августе 1958 г. на замену традиционным рынкам для продажи излишков сельхозпродукции. В 2003 г. действовало около 1000 рынков, включая временные. Фактически, в каждом районе Пхеньяна был свой рынок, и помимо продуктов питания на них стали продавать промтовары, даже телевизоры и холодильники. Существование рынков не афишируют, поскольку иностранцы злопыхательски усматривают в них форму капиталистической торговли. В Северной Корее рынок всегда называли временной формой торговли на пути к «полной победе социализма». Вот объяснение из 11-го номера журнала «Вольган чогук» за 2004 год: «Существование крестьянских рынков связано с тем, что государство не может в полной мере обеспечить производство товаров, необходимых для жизни народа. В таких условиях, хотя это и отсталая форма торговли, использование в стране рынков мобилизует дополнительные источники продукции, удовлетворяет потребности жителей городов и рабочих районов, расширяет приток денег». Журнал, издаваемый в Токио пропхеньянской организацией корейцев, признает, что государство в 90-е годы оказалось неспособным снабжать население товарами первой необходимости, и эту задачу стали решать через крестьянские рынки: «В таких условиях использование людьми рынков стало для них жизненной необходимостью. Рациональное использование и стимулирование рыночной торговли в стране – это не стимулирование капиталистической рыночной экономики, а государственная мера, направленная на удовлетворение потребностей народа в сложных условиях невозможности оживить экономику». Предприятия смогли реализовывать на рынках товары, произведенные сверх плана, но по цене несколько ниже рыночной, чтобы удерживать рост цен. И это, как подчеркивал журнал, «показывает народный и социалистический характер нашего рынка». «Рациональное использование рынка в управлении экономикой и народной жизни немыслимо без социалистических принципов», – утверждал «Вольган чогук». Образцовый рынок нового типа был построен на проспекте Тхониль (Объединение) в пхеньянском районе Раннан. Он похож на ангар площадью почти 7 000 квадратных метров. Продавцов – полторы тысячи человек, все женщины. Они платят государству за торговое место и налог с дохода. Цены на товары повседневного спроса определяются не произвольно, а в соответствии с потолком цен, установленным на рынке. Временные точки торговли – также одна из форм снабжения населения. В зимнее время в Пхеньяне открываются около 140 точек-палаток для продажи печеного батата. Цены установлены единые: за 500 г бататов 50 вон, за 100 г каштанов 60 вон. Норма продажи – 300 кг в день на киоск. Каждому покупателю отпускают в руки только по одному пакету. Все это вполне съедобно, даже вкусно.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФАНТАСТИКА

Перемены в экономике Северной Корее были налицо, но они не имели, как в Китае, кардинального и системного характера, не подкреплялись соответствующим политическим курсом и новшествами в идеологии. Внезапная конфискационная денежная реформа подтвердила, что власть действительно видела в них временную уступку. Линия на сохранение социалистической собственности на средства производства осталась неизменной, централизация и планирование по-прежнему жестки, хотя более приближены к действительности. Что теперь ждет северных корейцев? Служащие и рабочие госструктур и предприятий за счет деноминации получили увеличение своих зарплат в сто раз, так как, несмотря на сокращение двух нолей на банкнотах, суммы месячного жалования осталась прежними. Если раньше рабочий получал 4 000 – 5 000 вон старыми деньгами, теперь он будет получать 4 000 – 5 000 новыми. Возможно, так власти не только задумали снизить недовольство обменом денег, но и предусмотрели дальнейшую инфляцию на первое время. Главное, как считают в Пхеньяне, вытянуть неконтролируемые средства у населения и вложить их в работу простаивающих производств. Нынешние меры предусматривают и новые цены. Они установлены на том же уровне, что в июле 2002 года, то есть до начала либерализации экономики. Согласно официальным разъяснениям, цены будут изменяться в зависимости от спроса и потребления, но ожидается, что рыночные цены должны упасть до уровня, который держался до 1 июля 2002 г. Но каким же образом? Видимо, просто по приказу! Тем более, что рыночная торговля в соответствии с новейшими решениями постепенно должна быть свернута. Новые меры коснулись и хождения в стране иностранной валюты. Отныне платить долларами или евро будет запрещено даже иностранцам, валюту нужно будет обменять на северокорейские воны. И еще одна любопытная деталь: на новых банкнотах КНДР 50 и 10 вон проставлены даты прошлых лет, а также монеты в 1 вону и 50 чон маркированы 2002 г., а остальные банкноты и монеты – 2008 г.. Получается, что деньги были отпечатаны уже давно, но власти по каким-то причинам не решались начать реформу и выбирали лишь удобное время. Северокорейский режим надеется сохранить себя в первозданном виде: и от социализма не отступить, и при этом не повторить опыта Советского Союза. Хотя характер нынешних реформ напоминает именно этот печальный опыт.