
Первый «сверхдешевый» автомобиль прогорел – причем прогорел в буквальном смысле слова. Индийская Tata объявила о полномасштабном отзыве своих машин Nano из-за опасности их самопроизвольного возгорания. Дилеры Tata будут ремонтировать все 70 000 компактов, проданных за последние полтора года. В современном мире отзыв автомобилей – сродни походу к стоматологу, случается с каждым. Почему же я обратила внимание на этот случай? Это первый отзыв для «самого дешевого автомобиля в мире» (по цене около $2500), породившего целое направление в автоиндустрии. Среди крупнейших автоконцернов крохотная Nano вызвала серьезный переполох: почти сразу после запуска малолитражки в серию производители один за другим объявляли о том, что тоже представят в ближайшее время свои варианты лоу-костеров. В этом смысле Nano – одна из самых ярких звезд на автомобильном небосклоне. Но после нынешней вспышки Nano уже не будет прежней. А дело все в причине возгорания нано-мобилей. Ведь загорались они не сам по себе и не от того, что производитель ошибся в чем-то при сборке. Другими словами, это не заводской брак. Случаи, которые уже неоднократно были зафиксированы владельцами Nano, говорят о том, что возгорание автомобилей – результат установки на автомобиль дополнительного электрооборудования (сигнализации, магнитолы...). Это и есть тот самый риск, о котором долго предупреждали эксперты. Новое поколение ультра-лоу-костеров, в том числе и Nano, стоит дешево именно потому, что по сути это «недоавтомобили». И превращение их в настоящие автомобили, оказывается, может быть опасно для жизни. В свое время, когда A.T. Kearney делала крупное исследование, посвященное лоу-костерам в разных странах мира, мы говорили по этому поводу с директором ее московского представительстваЕвгением Богдановым. Меня тогда весьма заинтересовала одна деталь: по словам Богданова, когда конструируют «сверхдешевое авто», то с самого начала танцуют от цены. И чтобы она в конечном счете могла быть низкой, то еще при конструировании в машину в принципе не закладывают технологических возможностей апгрейда – в виде печки, ABS, сигнализации и прочего «фарша». То есть, по сути «сверхдешевый» обречен быть запертым в своей нише. В этом смысле возгорание Nano – лишь еще одно доказательство этого тезиса. Интересно, что тольяттинская «классика» – в своем роде лоукостер поневоле – принципиально отличается от «сверхдешевых» нового поколения. Даже у самой плохонькой «пятерки» есть и печка, и аудиподготовка. Дешевизна заднеприводных «жигулей» связана с возрастом конструкции, и, что еще важнее, с возрастом того оборудования, на котором собирают автомобили. Многие станки, которые выпускают комплектующие для «классики», уже давно отработали свой ресурс. Но чтобы «АвтоВАЗ» никогда не обращал на старость этой техники внимания, а поставщик комплектующих (во многих случаях то же юридическое лицо) оставлял фиксированно низкую цену. Парадокс в том, что мы сами отказываемся от того, над чем другие в мире только работают: ведь если сравнивать две модели, окажется, что у нас уже есть своя Nano, да еще и превосходящая по техническим характеристикам индийский автомобиль. Иномарка только внешне смотрится эффектней. И, конечно, в какой-то момент, если бы ВАЗ принял решение сохранять заднеприводные «жигули», в оборудование все равно инвестировать пришлось бы. Не вечно же собирать машины на старых станках. Правда, делать это логичнее было бы не в России – у нас «сверхдешевые» автомобили, если смотреть на динамику продаж, не особо нужны, – а там, где на такие машины есть спрос. Но для продвижения нашей продукции за пределами страны нужно прикладывать усилия и тратить деньги, а сейчас рассчитывать на такую активность не приходится. Некому у нас этим заниматься, не французам ведь. А потому в скором времени отыскать «классику» можно будет разве что в Египте. На перспективных рынках (в Индии, в Китае) возникнут свои лидеры в этой нише – пусть даже самовозгорающиеся. А в отношении импортных «нан» теперь, по крайней мере, есть ясность. Если молодые производители из Индии, Китая (или все-таки России) и выйдут на мировые рынки со своей продукцией, то это будет уже другой продукт. От «сверхдешевого» чудес ждать не стоит.