Огородный сезон в открытом грунте закончен. Но садоводы не ушли на сезонный покой, а переместились в помещения. Там их ждут ящики с почвой и новая работа: выгонка зелени петрушки и сельдерея из корневищ, выращивание теневыносливого эндивия, черенкование розмарина. Зимнее огородничество широко не развернёшь и зачастую у пытливого человека вся делянка – это несколько подоконников, да утеплённый балкон (не более 10 кв.м). Но даже эта площадь способна приносить доход. В зимнее время цена той же зелени вырастает в разы. Петрушка стоит до 300 рублей за кг, а с квадратного метра ее за несколько срезок можно получить до 4 кг. То же самое с луковичными цветами – например, тюльпанами. В советское время тюльпаны кормили трудолюбивых садоводов, и сейчас их выгонка способна дать неплохой доход. Считайте сами: мелкооптовая цена луковицы – 10 рублей, а срезанный цветок стоит 25–40 рублей (в зависимости от сорта). На квадратном метре можно уместить до сотни луковиц, прибыль с этой площади получится около 2000 рублей. Спецоборудования никакого: нужна лишь люминесцентная лампа. Осталось только заиметь защищенный от холода грунт. А вот с этим в России проблемы. Есть обогреваемые стеклянные теплицы, но их отопление влетает в копеечку, да и не везде можно поставить газовый котёл. Остаются помещения в городе, где огородничество, если исхитриться, можно устроить как побочный продукт основной жизнедеятельности. Такие городские делянки распространены в развитых странах. Самый впечатляющий пример – японский офисный огород, устроенный в Токио рекрутинговой компанией Pasona O2. В подвале и на первом этаже их здания разбито рисовое поле (три урожая в год – до 200 кг каждый). На остальных этажах выделены делянки под 280 огородных культур: баклажаны, томаты, вьющуюся фасоль, тыквы и т.п. Один из этажей отведён под цитрусовые деревья. За всеми культурами ухаживают работники фирмы. Вся еда, выращиваемая клерками, либо бесплатно распределяется среди них, либо идёт в столовую, где на блюда из собственных овощей дается большая скидка. Более того, Pasona O2 использует собственные грядки для обучения молодых горожан – соискателей работы – садоводству. В США и Канаде к офисным огородам подходят более масштабно, и там разработан метод «вертикальных ферм»: когда грядки с растениями расположены по всему фасаду бизнес-центра. Расчёты показывают, что 150 офисных башен могут прокормить овощами весь Нью-Йорк. В ряде городов – например, в Ванкувере – уже заложены такие «вертикальные фермы». России до масштабных проектов офисных огородов далеко. Ни правительства городов, ни сами девелоперы не готовы вкладываться в «защищенный грунт». Но очень странно, что в той же Москве – почти европейском городе – в офисных центрах не появляются огороды. Что мешает тому же «креативному классу»: рекламным агентствам, медиа и т.п., – которые, как минимум внешне, копируют поведение продвинутых западных коллег, разбить грядки или хотя бы выращивать цитрусовые в горшках? Либо это неправильные хипстеры, либо «толстокожие», плохо ловящие тренды. Натурально, в московских офисах сотни километров подоконников. Вспомните, дорогой читатель, что видите на них? В лучшем случае унылую офисную зелень в виде драцен, юкк и монстер. Изредка – красиво цветущий гибискус (кстати, их любили в советских заводоуправлениях, а сейчас эффективные менеджеры предпочитают нечто унылое). Можно подсчитать, сколько в Москве существует места под бесплатные в содержании, круглогодичные огороды и мини-сады. В городе находится около 11 млн кв.м офисов. Условная офисная башня это 10 000 кв. м. Считаем: 30 на 30 метров, 120 метров периметра, 1200 метров минус 300–400 метров межоконных пространств. Итого 850 погонных метров подоконников в такой башне. То есть на городские офисы – где-то 1 млн погонных метров (тысяча километров подоконников). Если на каждый десятый подоконник поставить горшки с лимонами, мандаринами, кумкватами, цитронами, гранатами, мушмулой и т.д. – получится 100 000 горшков с красивыми и плодоносящими растениями. У меня в квартире прекрасно растут и плодоносят лимон, каламантин, кумкват, мушмула и даже виноград сорта «Ред Глоб» на застекленном балконе. Ухода они почти не требуют – зато исправно дают до килограмма плодов каждый. Удивительно, почему офисная субкультура не принимает простой, эстетичный и прибыльный труд. Но еще больше удивляют собаки на сене – владельцы бизнес-центров. Пустует около 15% офисных пространств. Разместили бы там помидорную делянку или плантацию тыквы – вся Москва стала бы восхищаться, писать и проситься на экскурсии поглядеть на такое чудо – уверен, девелоперы получили бы не меньше рекламы, чем та же Pasona O2, о чьих огородах сейчас говорит весь мир. Подозреваю, в подкорке у девелопера, чьи офисные этажи простаивают не первый год, сидит мысль: придет потенциальный арендатор, увидит, что в помещении к потолку тянутся какие-нибудь помидоры сорта «Де-Барао» и дураком меня посчитает! Не переживайте, арендаторы и без «Де-Барао» считают вас дураками – из-за вздутых цен на помещения, не лучшего качество строительства, дефицита паркингов и т.п. Пустующие помещения выдают вас с головой, а сады привлекли бы покупателей и арендаторов.
Вторая работа клерка
Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Проект «Republic» либо касается деятельности иностранного агента Проект «Republic»
Бизнес-центры крупных мегаполисов срочно нуждаются в корпоративных огородах
Из-за новых требований российского законодательства нам приходится удалять некоторые комментарии — для безопасности участников дискуссии и сотрудников Republic.
Загрузка комментариев
Загрузка...