Итак, Danone и «Юнимилк» завершили сделку по объединению активов.

Я уже писал, что непонятна мне эта сделка. Синергии в ней не вижу. Для Danone однозначная польза: сырье и производственные площадки. А «Юнимилку»-то это зачем? «Рулить» компанией будет Danone, не имеющий в России (и, думаю, не планирующий на будущее) низкой ценовой линейки, в которой традиционно был силен «Юнимилк». А это означает в перспективе смену технологий и потерю на масс-рынке достаточно сильного игрока. Ладно бы, Андрей Бесхмельницкий уходил из бизнеса и запускал что-то новое. А так – работать председателем Совета директоров, находясь в меньшинстве… Может быть, в сделке был значительный cashout, просто мы про это не знаем? В любом случае, я не вижу перспективы для сегодняшней продуктовой линейки «Юнимилка», и мне этого, действительно, жаль. Точно так же, как жаль «Вимм-Билль-Данн», который искусственно делают монополистом молочного рынка и затягивают под дополнительный надзор ФАС. Я могу как угодно относится к продукции «Вимм-Билль-Данна», но они профессионалы и делают свое профессиональное дело – «закрывают» нижний ценовой сегмент на российском рынке «молочки». Что бы ни говорили, массовый продукт с постоянным уровнем качества невозможно делать при помощи штучных технологий. Поэтому всегда на рынке должна существовать продукция типа «Простоквашино» и «Домика в деревне» (много и не очень дорого) и продукция типа «Рузского молока» и «Валио» (мало и значительно дороже). Увы, для городского жителя альтернативы нет: мелкие молокозаводы, фасующие кефир и молоко в пленку, к сожалению, не могут обеспечить ни логистики, ни постоянного качества. Вообще, постоянство качества – бич российского производителя пищевой продукции. Я хочу быть уверен, что если я сегодня купил пакет молока, имеющего определенный вкус, то через неделю из аналогичного пакета я налью в стакан точно такой же продукт. Это делается либо на массовом производстве, либо за дополнительные деньги. К сожалению, делается далеко не всеми поставщиками. На сегодняшний день первым (по-серьезному) занимаются ВБД и «Юнимилк». Теперь «Юнимилк» из гонки выбывает. Прямо, конечно, никто в этом никогда не признается, однако в конкуренции за молоко внутри нового гиганта однозначно победят продукты, имеющие более высокую норму прибыли: молока у нас в стране конечное количество. При этом молочный напиток только из сухого молока не будет конкурентоспособен даже по очень низким ценам. Более того, если бы я занимался внешними коммуникациями нового Danone, я бы в принципе рекомендовал отказаться от «порошка»в дешевой нише: как только кто-то узнает, что сухое молоко используется в производстве продуктов нижней ценовой линейки нового Danone–«Юнимилк» (если оно будет там использоваться), блогосфера автоматически это раздует и транслирует на премиальный сегмент (хотя там «порошок» кое-где используется по технологии). Не отмоешься. Так что извините, но «Юнимилку» я отвожу еще от трех до пяти лет; пока не закончится реконструкция на заводах (теперь уже) «Danone-Россия». Что делать «Вимм-Билль-Данну»? Думаю, ответ парадоксальный: развивать конкуренцию себя с собой любимым. Может быть, даже выделять в отдельную структуру производственные мощности и запускать брендированные проекты формально независимых компаний. Работает же подобная маркетинговая программа для марки «Тевье-молочник» с комбинатом «Коломнамолпром». Другого варианта я пока не вижу – во-первых, рынок в любом случае потребует разнообразия. И, что самое забавное, это разнообразие никто кроме ВБД обеспечить не сможет. Во-вторых, что по этому поводу будут говорить антимонопольщики, тоже отдельный вопрос. Кстати, а не это ли причина того, что полгода назад Давид Якобашвили решил сосредоточиться на лоббировании в РСПП и «Молочном союзе»? «Вимм-Билль-Данн», вообще-то, надо спасать. По крайней мере, его молочную часть. А то есть у нас такой замечательный концерн, «Ростехнологии» называется. Консолидирует стратегически важные бизнесы. А именно в эту категорию сейчас имеет все шансы отправиться «Вимм-Билль-Данн», оставшись на рынке в гордом одиночестве. «Активиа», даже если она «кефирная», не сможет заменить ни кефир, ни, тем более, молоко.