Небольшой опрос, который мы провели в связи с анонсом нового поколения iPad, показал, что большинство пользователей хотели бы видеть на новом устройстве в первую очередь поддержку технологии Flash. Это не новость. Для многих отсутствие Flash на платформе iOS – повод обвинить Стива Джобса во всех смертных грехах, включая нечестную конкуренцию. Но в дискуссии на повышенных тонах вокруг Flash между Adobe и Apple есть два камня преткновения. Во-первых, это поддержка интерфейса «мультитач», а во-вторых – общая производительность платформы. Причем ключевой вопрос – второй.
Мне кажется, Стив Джобс, являясь по натуре перфекционистом, старается во всем, что он делает, следовать простому принципу: «или хорошо, или никак». Если функция не может быть исполнена идеально с точки зрения простоты, удобства и качества – она просто исключается. Это – центральный принцип, вокруг которого построены все решения Apple. Он радикален, но имеет право на существование.
Когда зашла речь о поддержке Flash на iOS, Джобс – во всяком случае, именно так он описывает это в одном из своих интервью – предложил Adobe показать ему версию, которая будет стабильно и быстро работать, а не «выжигать» батарейку за час-другой. Однако такой версии нет в принципе – не только для iOS, но и для любых других мобильных устройств. Отвечая на шквал вопросов пользователей, Джобс разразился довольно ядовитой статьей в адрес Flash, после чего стал убирать технологию из других своих мобильных продуктов, в частности – из последнего MacBook Air.
Раздражение Джобса можно понять. Мало того, что ему не нравится продукт, так его еще и провоцирует PR-служба Adobe, которая ведет себя откровенно по-хамски, открыто привирая и выдавая желаемое за действительное. Например, оправдывая низкую производительность Flash на MacBook Air, в Adobe заявили, что в Apple просто отказались заранее предоставить им «железо» для оптимизации. Меж тем, аппаратное обеспечение MacBook Air совершенно стандартное и соответствует тысячам ноутбуков в мире. К тому же для профессионалов не секрет: Adobe не делает никакой специальной оптимизации под отдельные модели устройств.
На днях – еще одно странное заявление. Теперь Flash, оказывается, поддерживает аппаратное ускорение. Обычно это означает, что код, который связан с визуализацией, исполняется в отдельном потоке на графическом сопроцессоре, специально заточенном под такие задачи: он решает их быстро и с минимальным энергопотреблением. Однако, в случае с Adobe аппаратным ускорением названо всего лишь использование нового набора инструкций центрального процессора. Они, конечно, облегчают решение графических задач, но все вычисления все равно проводятся в одном месте. Профессионалам это очевидно. Но аудитория благодушно «съедает» необоснованное хвастовство Adobe.
Flash – отличное средство быстрой разработки, писать на нем легко и приятно. Именно поэтому платформа так популярна в мире. Однако, если оценивать производительность и безопасность, Flash – одна из самых жутких и маргинальных современных технологий. Простенькая игра из тех, что вполне сносно работали на компьютерах десятилетней давности, будучи написанной на Flash, способна «тормознуть» современную многоядерную ЭВМ.
И похоже, Adobe ничего не собирается с этим делать. Причина такого поведения загадочна и, возможно, связана с тем, что у компании появилось ощущение собственной неуязвимости. Однако это напрасно. Недостатки, о которых говорит Стив Джобс, вполне реальны, и рынок начинает их осознавать. Появляются и альтернативы – Silverlight и HTML5. Вполне возможно, что через два-три года интерес к поддержке технологии Flash на мобильных устройствах совершенно пропадет.