Тяготы режима | Слово – не воробей
Наделавшая много шума российская экспедиция к Северному полюсу 2007 г. превратила Арктику в один из самых популярных сюжетов для политологов и журналистов. Горячие головы предсказывают Заполярью вооруженные конфликты, оптимисты, напротив, уверены в воцарении в регионе мира и согласия. Полярной пятерке – России, Канаде, США, Дании и Норвегии – предстоит не только договориться о правилах раздела сотен тысяч квадратных километров морского дна, но и согласовать статус арктических проливов – через которые из-за глобального потепления в ближайшие годы откроется навигация. Статья 234 «Конвенции ООН по морскому праву» – UNCLOS, определяющая особенности судоходства в покрытых льдами районах, не устанавливает общих правил. С одной стороны, в документе говорится о недискриминационном транзите судов третьих стран, а с другой – о праве прибрежных государств определять собственные стандарты. Но дело не только в необходимости выработки непротиворечивых юридических механизмов. Навигация через арктические проливы может кардинально изменить устоявшиеся правила коммерческого судоходства и даже подорвать международную торговлю.
ТЯГОТЫ РЕЖИМА
Глобальное потепление (вне зависимости от признания или отрицания роли человека в этом явлении) проявляется в Арктике сильнее, чем в других частях Земли. Из-за повышения среднегодовой температуры Северный Ледовитый океан сможет освободиться ото льда уже в ближайшее десятилетие. «Как будто с северной части планеты крышку снимают», – по-детски удивляется профессор Кембриджского университета Питер Вэдхамс. В этом случае навигация через проливы – Северный морской путь (СМП) и Северо-западный проход – в летнее время будет возможна без ледоколов, что значительно сократит пути доставки грузов из Азии и Северной Америки в Европу. «Если принять во внимание сборы за проход Суэцкого канала, стоимость топлива и другие показатели, определяющие тарифы перевозок, СМП мог бы сократить стоимость рейса крупного судна, перевозящего грузы в контейнерах, на целых 20% – приблизительно с 17,5 до 14 млн долларов, что позволило бы сэкономить миллиарды долларов в год», – считает американский эксперт Совета по международным отношениям Скотт Боргерсон. Летом этого года через СМП впервые прошли два зарубежных торговых судна, принадлежащих немецкой компании Beluga Group. Как сообщил судовладелец, путь из южнокорейского порта Ульсан в Архангельск оказался короче на 3000 миль (по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал), а экономия составила 600 000 евро. Однако фрахтователь рейса – компания General Electric – не раскрыла размеров выплат на ледокольное сопровождение. На маршруте от Владивостока до верховья Оби немецкие суда шли в фарватере российского ледокола «50 лет Победы». До последнего времени зарубежные судовладельцы считали использование СМП нерентабельным именно из-за непомерных ледокольных сборов. «Основная проблема в том, что Россия пока не сделала сборы конкурентоспособными», – считает эксперт по правовым вопросам норвежского Института им. Фритьофа Нансена Дуглас Брубейкер. Принятие в скором времени российского закона об СМП, похоже, не сулит прорыва – процесс проводки судов по-прежнему остается запутанным и дорогостоящим. Северо-Западный проход, который Канада считает своими внутренними водами, также пока не слишком привлекателен для иностранных судов. Однако канадский режим судоходства обременен не сборами, а чересчур жесткими экологическими требованиями. «Мне кажется, что международное судоходство, если будет возможность, останется за пределами исключительных экономических зон как России, так и Канады, потому что оба режима налагают слишком много ограничений», – считает Брубейкер. Против позиции Канады (а заодно и России) резко выступают США, они считают, что арктические проливы – это международные воды с открытым судоходством. Свои намерения американцы отстаивают довольно решительно: их военные корабли используют Северо-Западный проход без какого-либо уведомления. Канада, в свою очередь, наращивает военную мощь и проводит в Арктике масштабные маневры. На словах – в связи с растущей российской активностью в Арктике, на деле – усиливая оборону по всем азимутам.
СЛОВО – НЕ ВОРОБЕЙ
Канадцы укрепляют суверенитет над проливами не только мечом, но и силой своих государственных языков – английского и французского. Как решила недавно Палата общин канадского парламента, Северо-Западный проход будет переименован. Название «Канадский Северо-Западный проход» не должно оставлять сомнений в национальной принадлежности пролива, омывающего канадские берега и острова. Американцы не высказали недовольства по поводу переименования, а вот без протестов коренного населения не обошлось. Канадские инуиты (теперь так принято называть эскимосов Канады и Гренландии) утверждают, что настоящее название пролива – Таллурутик, оно связано с татуировками на подбородках инуитских женщин. Рисунки татуировок повторяют очертания гор острова Девон, если огибать его с восточной стороны. Как водится, инуиты настаивают на том, что и традиция наносить татуировки, и «настоящее» название пролива появились задолго до прихода колонизаторов. Даже если полярным странам удастся договориться о юридических аспектах мореплавания, последствия открытия арктических проливов для судоходства могут затронуть и другие регионы. В этом уверен член совета директоров американской судоходной компании Maersk LineСтивен Кэрмел. Большинство судоходных путей, связывающих сегодня Европу и Азию, проходит через Суэцкий канал. Переориентация маршрутных путей через арктические проливы лишит Египет второго по величине источника поступлений иностранной валюты. «Если уйти оттуда, то это создаст проблему для стабильности Египта и всего Ближнего Востока», – предостерегает Кэрмел. Но в своих апокалиптических прогнозах он идет еще дальше: «Наступят также осложнения между основными партнерами во взаимной торговле». Например, считает эксперт, доставка китайских сельскохозяйственных продуктов на американский рынок обойдется дешевле, и они вытеснят с прилавков продукцию местных фермеров. Подобные изменения коснутся сотен товаров, что может в корне нарушить сложившиеся глобальное ценообразование и международное разделение труда. «Эти торговые проблемы могут в реальности осложнить мир несравнимо больше, чем несколько дополнительных баррелей нефти из Арктики», – уверен судовладелец. Проходящая в Копенгагене Конференция ООН по изменению климата, казалось бы, является идеальной площадкой для обсуждения существующих и будущих проблем Арктики. Но арктическая пятерка пока не спешит за стол переговоров, предпочитая выработке юридических документов риторику и демонстрацию мускулов.