Игорь Лутц. Фото: © Владимир Терентьев

Игорь Лутц. Фото: © Владимир Терентьев

Игорь Лутц слушал послание Путина Федеральному собранию в машине, пока ехал на нашу встречу. «Успел услышать только начало. Вроде ничего, разумно. Насчет реализации, правда, не уверен», – заявил Лутц с порога, сбрасывая куртку и разматывая шарф.

Нынешний кризис для 55-летнего бизнесмена уже третий (если не считать 1991 год). В отличие от предыдущих этот явно затянется, убежден Лутц. Стране предстоит отказаться от многих расточительных привычек последнего десятилетия и в целом серьезно измениться, «возможно, к лучшему».

Большую часть жизни Игорь Лутц посвятил BBDO Moscow, крупнейшему игроку российской рекламной индустрии. Был творческим и генеральным директором группы. Но в прошлом году, после 23-летней карьеры, Лутц решил, что с него хватит. Он покинул компанию, чтобы заняться личными проектами – такими, как, например, венчурный фонд The Untitled, в котором Лутц участвует в партнерстве с IT-предпринимателем Константином Синюшиным. Игорь уходил из BBDO в начале осени прошлого года, когда ничто не предвещало бури. Даже самые мрачные прогнозисты, как выяснилось позже, недооценивали масштабов будущих проблем. Но Лутц утверждает, что кое-что предвидел. Не ожидал он только одного: скорости, с какой российская экономика покатится по наклонной.

• • •

– Рекламный бизнес не самый плохой индикатор состояний дел в экономике, ведь так?

– Согласен, мы многое видим. Клиенты, их проблемы, решения, качество этих решений – все это улавливают наши радары.

– В прошлом году вы ожидали что-то отдаленно напоминающее события последних месяцев?

– Я понимал, к чему все идет, по многим признакам. Кроме того, у меня есть возможность общаться с неглупыми людьми – банкирами, инвестбанкирами. Некоторые из них еще пару лет назад показывали мне финансовые модели. Из них следовало, что как минимум должен быть банковский кризис – с большой долей вероятности. Те, кто хотел это видеть, видели. Понятно, что никто не мог сказать, что ситуация будет развиваться такими темпами. Но вектор, идея были понятны.

– И в чем эта идея?

– Что все эти годы мы жили незаслуженно хорошо. Незаслуженно – значит независимо от нашей работоспособности и экспертизы. Да, мы попали в многолетний тренд высоких цен на энергоносители. Мы прекрасно, с песнями и плясками, с клубом «Дягилев», который я еще застал, прокатились на этом тренде. Кто-то, разумеется, это сделал успешнее других. Но страна в целом последние десять лет замечательно прожила, не слишком заботясь о таких пустяках, как качество, производительность, развитие человеческого капитала. Было ясно, что скоро этот праздник закончится.

– Прогноз сбылся. Как теперь вы воспринимаете происходящее?