Делать прогнозы по российскому автомобильному рынку достаточно трудно. Как и любой другой молодой рынок он чреват резкими колебаниями. Возможно поэтому большинство производителей от прогнозов воздерживаются. Тем не менее, от аналитиков их ждут, и те к концу года послушно готовят очередные футурологические памфлеты. Мое внимание привлек прогноз аналитиков «Автостата». В том числе потому, что зачастую эксперты этого агентства дают достаточно точные оценки, пусть и с некоторыми оговорками. Ожидания экспертов относительно перспектив авторынка на следующий год оптимистичны: продажи будут увеличиваться стремительно. И если в этом году будет реализовано приблизительно 1,8 млн новых легковых автомобилей, то в следующем уже 2,4 млн. При этом обеспеченность легковыми автомобилями (на 1000 человек) вырастет с 226 до 233. Это даже более позитивный прогноз, чем тот, что сделали около года назад чиновники: в «Стратегии-2020» Минпромторгана 2011 год запланировано лишь 2 млн машин. «Откуда такой стремительный спрос? – повторяет мой вопрос Сергей Целиков, директор «Автостата». – Все очень просто. Уже сейчас существует серьезный отложенный спрос. То есть, дилеры уже готовы продавать около 120 машин в месяц, но производитель может отгрузить лишь 70–80 машин. Остальные автомобили перетекают на следующий год в виде заявок». Hyundai и KIA планируют рост в следующем году процентов на 30–40%. У последней, кстати, уже сейчас продажи за год больше 100 000 машин, а в следующем компания поставит планку 140 000 – 150 000. Планы по расширению будут и у других производителей. В начале следующего года выйдут на работу в 3 смены заводы Ford и VW. При этом Skoda в оценках достаточно осторожна, увеличивать продажи компания собирается в основном за счет развития дилерской сети в регионах. А корейцы теперь будут заниматься лишь эффективностью уже существующей сети и новые салоны открывать только «точечно», в случае острой необходимости. Сейчас у них уже по 140 дилеров, и фактически этого хватает. Проблема в другом: у Hyundai 80% продаж обеспечивают 35% дилеров. Такие данные прозвучали во время дискуссии, которую устроили дилеры и дистрибуторы во время недавней конференции «Автобосс». Теперь в Hyundai хотят подтягивать отстающих: план следующего года – 125 000 проданных машин. Ответственности моменту прибавляет еще и то, что ожидаемый стремительный рост продаж в 2011 году будет все-таки достаточно скоротечным. Замедление роста начнется уже в 2012 году – тогда прирост продаж составит всего 100 000 машин. А показателя 300 машин на 1000 человек населения Россия достигнет не раньше 2015 года. Доля импорта и отечественных машин на рынке сократится, зато увеличится доля иномарок, собираемых внутри страны. Замедление роста продаж специалисты объясняют тем, что основными потребителями машин, вопреки усилиям госпрограмм, в России остаются более или менее обеспеченные слои населения, а их текущие потребности в автотранспорте уже скоро будут удовлетворены. Ведь богатых в России всего 4%, а средний класс (люди с доходами от $500 до $10 000 в месяц) даже по наиболее оптимистичным оценкам Росстата составляет не более трети населения всей страны. Утилизацию же, которая в месяц обеспечивает дополнительные 16–18% рынка, продлили на будущий год, но в 2012 году ее уже не будет. В тех прогнозах, которые делает Минпромторг, фактор потребителя, похоже, не учитывали; поэтому график предполагает медленный рост, который приведет к постепенному насыщению рынка в 2018 году. Однако когда в бумагах чиновников все гладко, любой нормальный человек начинает паниковать, задаваясь на автомате вопросом: «Где обман?» Понятное дело, что такой красивый сценарий для чиновников максимально предпочтителен. Ведь он позволяет автоконцернам планировать объемы производства для продаж в России и с большей уверенностью перезаключать «льготные договоры» по промсборке.
Однако эксперты «Автостата» предсказывают, что ситуация будет складываться несколько иначе. Они ждут насыщения рынка заметно раньше – в 2015 году, а уже в 2016 году снова прогнозируют падение в результате очередного кризиса, и лишь затем снова постепенное восстановление спроса. Менее удобный для чиновников сценарий – но зато более реалистичный.